Восемь лет сербский режиссёр молчал, и вот наконец вышел его новый фильм «По млечному пути», в котором 62-летний Кустурица впервые сыграл сам. Во время его визита в Москву мы встретились и поговорили о его первом опыте работы с роковой красавицей – итальянской актрисой  Моникой Беллуччи – исполнительницей главной роли в ленте

Мне показалось, что фильм получился очень личным, он многое говорит именно про вас, про то, что для вас искусство и ради чего вы вообще делаете кино. И я обратила внимание на множество цитат из предыдущих картин... 

Я рад, что вы их заметили. Мне кажется, что эта работа сильно отличается от предыдущих. Новая картина должна была быть личной, я не мог вернуться спустя восемь лет с каким-то другим фильмом. Иначе это расценивалось бы как неудача: зачем я тогда вернулся, если мне нечего сказать? Я стараюсь в каждую картину вкладывать частичку себя. Именно эта искорка оживляет слова. Это мостик между реальностью и вымыслом. Я уверен, что кино – это искусство, которое должно быть больше, чем жизнь. Наверное, я старомоден, живу прошлым. Я не смирился с современными реалиями, они чужды мне, я не могу выстраивать линейные сюжеты. В современных фильмах рука автора почти не видна. Я так не могу. 

Вы раньше никогда не играли в своих фильмах... 

Да. Потому я был просто одержим этим фильмом и своим персонажем – Костой. Для меня было очень сложно переключаться с режиссёрских обязанностей на актёрские. 

В новой работе, как и в предыдущих, вы вновь возвращаетесь к давно закончившейся Балканской гражданской войне... Есть мнение, что без войны нет настоящего искусства, вы с этим согласны? 

Я считаю, что война – это часть человеческой истории. Искусство и войны всегда идут рука об руку. Величайшие литературные произведения были созданы либо во время войны, либо после. Потому что человечество пытается понять, как жить в войну и после неё. Я не мог не вернуться к теме войны в новом фильме, иначе бы история героев воспринималась бы не так сильно. 

Не могу не спросить вас про Монику Беллуччи, с которой вы впервые работали... Она у вас вышла совершенно другой, не похожей на себя. 

Это потому, что её всегда представляли как объект вожделения, однобоко. Поведение её персонажей на экране не было продиктовано мизансценой. В фильме мы прорабатывали её персонажа, камера следила за её движениями и отражала внутреннее состояние героини.  

В фильме сначала вы несёте её на руках, а потом она вас на спине... Почему вы решили сделать это самостоятельно, а не использовали дублёров? 

Мы не жульничали, всё делали сами. В кадре её лицо, видно, что она сама несёт меня. Во мне хватает сил, чтобы носить женщин на руках.
И я могу сказать, что мне было тяжелее, чем ей. Потому что на руках труднее нести, чем на спине. Наверное, я выгляжу тяжёлым, но на самом деле мой вес всего 90 кг, поэтому почему бы Монике Беллуччи не сделать это? ( Улыбается .) Она доказала, что она сильная женщина. Она ещё ого-го! 

Вы собирались снять фильм в России. В Крыму?   

Пока не знаю. Сомневаюсь, что это будет в Крыму. Но я точно это сделаю. 

 

.