Чудесный летний день. «Коломенское». Блаженство. Зашли в церковь – и всё закончилось. На ребёнка стаей налетели старушки в платках. Мы не сразу поняли, что, по их словам, шарик в руках ребёнка в церкви – смертный грех.
До сих пор не могу понять, в чём преступление. И никак не могу забыть ту кошмарную сцену. А сын несколько лет после того случая от церквей на улице шарахался. Не мог вспомнить почему, но было страшно.

А я не могу забыть, как в обожаемом мной Таллине ещё в первый свой приезд мальчишкой-старшеклассником бродил по Старому городу. Из маленькой церквушки донеслась музыка новёхонькой тогда рок-группы Queen. В церкви сидели на скамейках и молодые, и постарше. Через какое-то время музыку выключили, вышел священнослужитель, что-то с полчасика говорил (оказалось, проповедь), и магнитофон снова включили – Led Zeppelin. Кто-то ушёл, кто-то остался сидеть, слушать запрещённую в те времена музыку. И церковь не обрушилась – до сих пор стоит...

12 февраля на Кубе встретятся главы Католической и нашей Русской православной церквей – впервые за 2015 лет существования христианства. Проблем накопилось!
Ватикан признал Православную церковь после II Ватиканского собора (1962–1965). Но при Советской власти о чём-либо договариваться в принципе было невозможно. А с 90-х отношения только обострялись. Основные проблемы – католический прозелитизм и конфликт православных и грекокатоликов в Западной Украине – усугублялись тем, что во главе Римско-католической церкви был поляк-русофоб Иоанн Павел II.

С прозелитизмом – стремлением обратить в свою веру православных – боремся по-советски: попытками «закрыть и не пущать». Безропотно сдали православные приходы и паству грекокатолическим униатам – по сути, национальной секте украинцев в Католической церкви. Униаты для начала разгромили три епархии Московского патриархата на Западенщине, а теперь уж взялись за всю Украину.

Повестка встречи очевидна. По итогам последует совместное заявление о недопустимости гонений на христиан независимо от конфессиональной принадлежности в регионе, где христианство зародилось – на Ближнем Востоке. Ясно, что ни до прозелитизма, ни до униатов дело не дойдёт – ни в каких других проблемах Ватикан нам не помощник. Но и забота о христианах, гонимых выродками, смеющими декларировать свою приверженность исламу, уже немало. В конце концов, выродки эти столь же опасны и для мусульман.

Запрещать же прозелитизм бессмысленно – идеологию (в данном случае католическую) можно одолеть только идеологией. И работать неустанно, привлекая людей в церковь, делая любое общение с ней радостью, праздником. Играть в промежутках между богослужениями Queen и Led Zeppelin в православном храме – перебор, наверное. Но можно ведь включить Бортнянского, Рахманинова, Гречанинова или современных Свиридова, Гаврилина… Где ещё такую музыку – в самом деле божественную! – теперь услышишь?

РПЦ мудро сумела дистанцироваться от политики в конфликтах с Грузией, Молдавией, теперь с Украиной, сохраняя церковное единство. РПЦ единственно верно не поддалась безумию западных церквей, приветствующих содомию и прочие достижения европейской толерантности. Но реформироваться, аккуратно, бережно, необходимо. Чтобы отвечать современным реалиям, оставаясь нужной и актуальной. И для взрослых, умудрённых людей. И для каждого ребёнка с шариком.