Жил в Тбилиси 60-х годов прошлого века балетмейстер Теймураз или попросту Тузик Мачавариани. Был он из аристократической семьи, весь воспитанный-воспитанный до тошнотворного жеманства. Да ещё и гомосексуалист.

Про его заслуги в Театре оперы и балета им. Палиашвили ничего сказать не могу. А прославился он после одного случая. Сел Тузик как-то в переполненный троллейбус и случайно наступил на ногу подвыпившего пролетария. Тот на весь троллейбус отборным матом «проинформировал» пассажиров, что он думает о Тузике, его родителях и прочих родственниках, его сексуальной ориентации, профессии, друзьях и коллегах…

В конце концов Тузик не выдержал. «Я вступил с вашей матерью в половую связь», – изрек он, отправив в глубокий нокаут пролетария и ввергнув в истерический хохот пассажиров.
Со следующего дня и ещё очень долго весь Тбилиси – от нас, первоклашек, и до седовласых светских львиц – заматерился, цитируя Тузика.

А вспомнил я этот случай в связи с просьбой ведущих наших кинематографистов – Михалкова, Хотиненко, Шахназарова и других – отменить законодательный запрет на ненормативную лексику в кинофильмах. По мнению режиссёров, «нецензурная брань сама по себе является частью нематериального культурного наследия» и необходима для «правдивости изображения образов героев, усиления эмоциональной окраски происходящих на экране событий».

Признаться, не удивился бы, если б с заявлением о легитимизации мата на киноэкранах обратились юные околокиношные тусовщики, вся речь которых сводится к «части нематериального культурного наследия» для «правдивости изображения» собственного интеллектуального и образовательного уровня. Но чтоб мастера, доказавшие умение создавать образы «навечно» ещё с советских времён, с несравнимо более жёсткими, порой безумными ограничениями…

Не надо ханжить: мат, увы, распространён повсеместно. И просьба Михалкова со товарищи ограничить доступ к фильмам с ненормативной лексикой возрастом «18+» по крайней мере наивны: остановитесь хотя бы у любой школьной спортплощадки, когда на ней дети играют, – такого наслушаетесь! Я просто не вижу необходимости делать нормой ненормативную речь. Вспомните, если, конечно, сможете, «перестроечные» фильмы или спектакли с матом-перематом, порнухой и прочей «свободой» для убогих режиссёров-однодневок – что из тех «творений» осталось в памяти, не говоря уж об истории искусства?

Зато наверняка вспомните эпизод из фильма «Председатель», где незабвенный Михаил Ульянов матерится перед колхозниками: вспорхнувшая стая ворон, заглушающая ругань, лица Ульянова и других артистов! Всё понятно, всё зримо – и не надо никаких слов. И ведь это и есть настоящее кино: не болтовня, тем более мат, а зрительные образы. А для эмоционального усиления цитируйте Тузика Мачавариани – 50 лет прошло, а всё помнится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.