Было это осенью 1996 года. Не помню, по какому случаю покойный Березовский угощал весьма пёструю компанию у себя на Пятницкой. Но после определённого количества выпитого все разговоры свелись к позорищу Хасавюртовских соглашений – фактическому признанию ельцинской кликой независимости Чечни после поражения нашей армии в Первой чеченской войне. Собственно, это была единственная тема, равно волнующая всех ещё не отключившихся гостей Бориса Абрамовича.

Когда же градус "обмена мнениями" превысил сумму градусов выпитого, в предмордобойное затишье встрял Березовский с незабвенной фразой: "А я с детства всегда старался дружить с теми, кто может меня побить". Тут откуда-то возник давно отключившийся известный тележурналист, икнул, рыгнул и спросил: "Боря, это ж сколько у тебя было друзей?"  

Что-то всё чаще и чаще вспоминаю фразу Березовского. Ну, в самом деле интересно же, кто моей стране друзья. Насчёт "может меня побить" как-то не очень беспокоит. Пока. Но то, что уже много стран побить нас жаждут и готовы прислужить любому силачу ради этого, – секрет Полишинеля.

Распалась великая Российская держава. Не первая, не последняя. Распалась Британская империя. Но с Лондоном не просто сохраняют отношения бывшие колонии – в Британское содружество рвутся даже те, кто английской колонией не был никогда. Распалась Французская империя. Французов буквально сотнями тысяч вырезали в африканских колониях – одна эвакуация из Алжира чего стоит. Лет через десять чуть не все под французское крылышко попросились. Французские военные как у себя дома по всей "французской" Африке порядок наводят. И никто не протестует.

А у нас? Чем дольше – тем дальше. Пара-тройка иждивенцев, а остальные... Белоруссия – друг? Казахстан? Молдавия?
Или вот ездили к нам противники антироссийских санкций из Италии, Греции, Венгрии, ещё откуда-то. И хоть кто-то из них проголосовал против санкций?

"Происки американского империализма"? Да полно! Ни военной, ни экономической опасности мы для них не представляем. Идеологической – тем более. У нас для себя консолидирующей национальной идеи пока не нашлось – тем более нет на экспорт.

А санкции вводятся... Заметьте, не за Крым – за Донецк с Луганском. Против любой зависимости европейцев от России. Не бьют, не калечат – душат. Кислород перекрывают. Теперь вот не резолюции – закон приняли о санкциях против Российской Федерации. Чтоб никто обойти не мог. И под санкциями с нами характерная компания – Иран и КНДР.

И кто за нас вступается? Никто. Только потому, что американцев боятся? Побоев, как Боря Березовский? Так что, заводить друзей по методике Бориса Абрамовича – с крепкими кулаками? Прогибаться? Самим кулаки наращивать? А может просто пора задуматься, что мы сами делаем не так? Почему так одиноки?

Мнение автора  может не совпадать с мнением редакции.