Что будет в реальности – большой вопрос. Мы ведь заставили Эрдогана извиниться – уж очень выгодно для нас ситуация сложилась вокруг Анкары. А неискренним извинениям грош цена – сиюминутный политический эффект для «массового зрителя».

В долговременной же перспективе 14 месяцев российско-турецкого конфликта практически необратимы. Проект газопровода «Турецкий поток», с которым Россия связывала колоссальные экономические и политические надежды, практически похоронен. И канитель о прокладке газпромовской трубы турки используют, похоже, лишь в качестве козыря в переговорах с другими газоэкспортёрами – Саудовской Аравией, Ираном, Ираком...

Чуть менее масштабный российско-турецкий проект – строительство Росатомом АЭС на территории Турции – скорее всего, довершат. Поток живых денег от пресловутых уже помидоров и от трудовых подвигов турецкого стройкомплекса в России уже реанимируется. Правда, в отличие от турецкого, российский бюджет получит от этого лишь небольшие пошлины и налоги. И миллиарды долларов за тупое валяние у моря наши люди тоже повезут в бюджет турецкий.

Почему-то наше импортозамещение сводится к одному лишь сельскому хозяйству. А ведь доходность туризма вообще, а в наших широтах тем более, надёжнее и больше.

В США есть городок Чаттануга, прославленный песенкой «Поезд в Чаттанугу». Этот самый «Поезд», точнее туриндустрия вокруг этого поезда – музей, вагончики, сувениры и т. п., – один из основных доходов городского бюджета: всё забито туристами и случайно мимо проезжающими на машинах. Насчёт проезжающих на машинах я не случайно: не поверите, но в Чаттануге... нет железной дороги.

У нас разве что Пушкинский музей-заповедник в Псковской области стабильно кормит целый район. Да махонький Мышкин с прорвой замечательных музеев-приманок. А сколько у нас таких мест, которые – магнит для даже самого патологического лежебоки. И источник доходов для деятельных людей. И для федерального, и местного бюджетов. И – тоже очень важно! – средство патриотического воспитания для своих и действенной пророссийской пропаганды для иностранцев. Та же Псковская область. А Калуга с окрестностями! А Орловщина! А Алтай, Байкал, Дальний Восток, Камчатка, Поволжье. А по реке Оке: от Тарусы до Нижнего Новгорода, до Волги: Поленово, Серпухов, Коломна, есенинское Константиново, Рязань, Касимов, Муром... А регион Минвод! А теперь ещё и Крым, где кроме валяния на берегу смотреть – не наглядеться: Севастополь, Керчь, Бахчисарай, Никита, пещеры. Вот только сервис... Одно слово – пещерный.

При эдаком богатстве достопримечательностей и природных красот – и рваться в закоулки планеты абы подальше от России? А всего-то надо отдыхающим – приемлемые цены, безопасность, удобное и чистое жильё, качественные еда и питьё, и (главный отечественный дефицит!) элементарная вежливость персонала. Так может вкладываться не только в тысячи фермеров, но и в миллионы туристов? И стимулировать фирмы, занимающиеся внутренним туризмом, налоговыми и прочими льготами, а тем, кто привлекает иностранных путешественников в Россию, и вовсе пусть символически, но доплачивать.

Ведь развитие туризма – международный опыт доказал! – это не только доходы от приезжих. Это для местных жителей развитие инфраструктуры, рабочие места, интересное общение. И это возможность самим сделать собственную страну предметом своей гордости.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.