Министры юстиции Латвии, Литвы и Эстонии подписали в Риге меморандум о сотрудничестве, в котором заявили о намерении предъявить России как преемнице Советского Союза требование о возмещении ущерба за «советскую оккупацию».

«Непрерывная правопреемственность государств Балтии позволяет выдвигать такое требование», – изрёк министр юстиции Эстонии Урмас Рейнсалу.

Осталась самая малость – разработать методику оценки ущерба и сформулировать требование о его компенсации.

Насчёт «непрерывной правопреемственности». Процесс присоединения Прибалтики к России «пошёл» в результате победы России над Швецией в Северной войне (1700–1721). По Ништадтскому мирному договору 1721 г. к России отошли земли Тевтонского ордена Эстляндия и северная часть Латвии (область Видземе с г. Ригой). Закончился процесс присоединения Остзейской (нынешние Латвия и Эстония) и Западной (Литва и часть Белоруссии) губерний с разделами Польши в 1772 и 1795 гг.

Интересно, что всё остзейское дворянство, духовенство и буржуазия были немцы – всего 1% населения. Эти реальные оккупанты коренных жителей – латышских и эстонских крестьян, никогда не помышлявших о государственности, держали за нелюдей. Достаточно напомнить, что латышей стали свободно пускать в город Ригу только после специального Указа Петра I, который, кстати, возвратил здешним землевладельцам все имения, отнятые у них шведами, сохранил местное самоуправление, суд, привилегии купцов и ремесленников.

Независимость прибалтийские республики получили в 1918 г. как следствие развала Российской империи. И если прибалты считают, что в 1940 г. их оккупировали, то мы вправе считать, что в 1940 г. просто возвратили свои территории. Или где-то кто-то разработал методику определения дат, с которых можно вести отсчёт взаимных претензий государств и народов?

Опять же очень интересно, на каком основании прибалты утверждают, что при сохранении «независимости» в 1940–1991 гг. их уровень жизни равнялся бы среднеевропейскому? Ведь неопровержимый факт, что именно в 1940–1991 гг., в годы «советской оккупации», полунищие крестьяне-хуторяне Латвии, Литвы и Эстонии обрели конкурентоспособную промышленность, развитую и получившую известность за пределами лесных чащ культуру. Во что это обошлось России? А ведь факт и то, что с 1991 по 2015 год экономика прибалтийских республик только деградирует, а уровень жизни неуклонно падает, растут безработица и эмиграция. А по 40 процентов бюджета даёт транзит из России.

Литва, в отличие от Латвии с Эстонией, имела государственность, литовские князья возглавляли Польшу. Так может подсчитать претензии России к Польско-Литовскому государству? И оценить между делом, чего стоит завоёванная российской кровью независимость и нынешние территориальные просторы Литвы, в том числе присоединённый Сталиным Вильнюсский край (почти половина Литвы!) с нынешней столицей государства?

А я-то был убеждён, что по глупости своей грузинский президент Звиад Гамсахурдиа вне конкуренции: при нём Грузия направила грекам требование возместить ущерб с набежавшими процентами за кражу в античные времена золотого запаса страны – «золотого руна» – плюс за похищение красавицы Медеи. Ан нет! Есть, есть в Прибалтике свои гиганты мысли!

Мнение автора может не совпадатьс мнением редакции.