Три года назад президент России в качестве ответных мер на зарубежные санкции запретил своим указом импорт в Россию некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из Евросоюза, США, Канады и Австралии. Антироссийские санкции последний раз были продлены до конца января 2018 года. Российские контрсанкции президент продлил в конце июня до 31 декабря 2018 года.

Об экономических итогах санкционной трёхлетки у нас говорят только положительное – проблемы практически не обсуждаются. Зато предмет гордости: при спаде во всех отраслях российской экономики наш агропромышленный комплекс рос на три – три с половиной процента в год.

"За бугром" в подсчётах традиционно дотошны. По данным Еврокомиссии, больнее всего наши контрсанкции ударили по Литве, Польше и Германии. Но в Брюсселе исходят из абсолютных цифр. На самом деле для мощной экономики Германии потеря российского продовольственного рынка практически неприметна. А реально пострадали слабые экономики Италии, Греции, Исландии. И, конечно, Литва с Польшей. Но возникшие "у них" излишки сельхозпродукции проглотили практически полностью бездонные рынки Китая и США.

Сугубо политические решения – и санкции, и контрсанкции. Вот только никакие политические акты не могут отменить законов экономики. Ограничили ввоз в Россию иностранного мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей и фруктов, молочной продукции. Естественно, их место на прилавках заняли продукты российские, которые были не в состоянии конкурировать в условиях реалий "свободной конкуренции" с импортными товарами. И не из-за низкого качества: многие российские пищевые продукты заведомо вкуснее и полезнее зарубежной химии. Засилье бесчисленных международных сетевых "маркетов" (кто-то ещё помнит слова "магазин" или тем более "лавка"?) выражалось прежде всего в строгом ограничении доступа на полки российских товаров. А товары зарубежные, которые дешевле в производстве и по цене, краше упакованы, с раскрученными рекламой брендами, продаются во всех уголках планеты теми же международными торговыми сетями. Глобальное партнёрство. А постоянными партнёрами дорожат повсюду. Но не могу не сказать: безвкусные какие-то эти привозные "вкусности" – уж простите за субъективное мнение.

В отсутствие конкуренции стимул совершенствовать и разнообразить продукцию у российских фермеров не пропал. Но всё же товаров стало поменьше. И цены закономерно скакнули вверх. Их рост ограничивался не сознательностью производителей и продавцов, а крайне низкой покупательной способностью населения. Оказалось, что для значимого прорыва в агропромышленном комплексе России доход от спроса – сущие мелочи.

Во всех развитых странах сельское хозяйство дотируется из госбюджета. У нас тоже есть дотации. И в проект бюджетов ближайших трёх лет эти дотации тоже заложены. Только они почти в семь раз меньше (в семь раз!) реальных потребностей и европейских норм агрофинансирования. А значит, отмени мы контрсанкции – и отечественное сельское хозяйство в условиях конкуренции вновь завалится в стагнацию. Следовательно, не найдём в бюджете источник нормального дотирования агропромышленного комплекса, не создадим правовых, налоговых и логистических условий – упустим уникальный шанс поставить на ноги многострадальное наше сельское хозяйство.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.