Колумнисты

Журналист Анна Финити: Те, кто обращается к вам в форме звательного падежа, не очень-то вас любят

Когда я слышу обращённое ко мне Ань, то знаю – хорошего не жди
Журналист Анна Финити: Те, кто обращается к вам в форме звательного падежа, не очень-то вас любят
Журналист Анна Финити: Те, кто обращается к вам в форме звательного падежа, не очень-то вас любят
Журналист Анна Финити. Фото "Metro"

Сразу хочу предупредить дотошных любителей русской словесности, что не претендую на лингвистическую точность определения понятия "звательный падеж". Речь не пойдёт о старинных формах типа "друже" или "человече", а исключительно о современных вариантах так называемого звательного падежа или вокатива, которые сейчас повсеместно используют в устной и письменной речи.

Это усечённые формы имён, которые мы применяем при обращении друг к другу – Ань, Лен, Миш, Оль, Индир, Лёш, Слав и так далее. В последнее время я постоянно вижу такие формы обращений в соцсетях, и они меня сильно раздражают. Почему? Вы, опять же, можете не согласиться, но, по-моему, в них кроется скрытая агрессия, нежелание с вами общаться или любой другой тайный неприятный смысл. Звательный падеж очень любят применять в общественных дискуссиях хипстеры и псевдоинтеллигенты. Они используют эти обрывки имён в тех случаях, когда не хотят ссориться, но в то же время совершенно не согласны с вашим мнением или же вы им вообще не очень нравитесь.

Не знаю, как вы, но когда я слышу обращённое ко мне Ань, то знаю – хорошего не жди. Это значит, что собеседник хочет мне возразить, или побыстрее от меня отделаться, или объяснить мне, что я мало что в этой жизни понимаю, но, так уж и быть, он потратит какое-то время на общение со мной. Вы сейчас скажете, что это бред, но понаблюдайте за собой и окружающими, почитайте ваши ленты в соцсетях, и вы поймёте, что я права. Никогда мы не назовём любимого человека или дорогого друга ни Миш, ни Лен, ни Дим. Мы используем полное или уменьшительно-ласкательное имя. И, наоборот, в форме звательного падежа сквозит высокомерие. Причём худшая его форма – маскировка под дружеское расположение.

Недавно я сменила работу и перестала быть начальником или коллегой-топом для определённого количества людей. Вероятно, для них это означало своего рода освобождение. Бедолаги больше не должны ставить лайки под моими фотографиями красивого фонаря или чудесного заката, восхищаться блюдами, которые я заказываю в ресторанах, разделять восторги от увиденных мною спектаклей и сериалов. Догадайтесь, кто отвалился первым? Именно они, годами обращавшиеся ко мне Ань – теперь их нет рядом со мной, и я очень этому рада.

В общем, это мой личный лайфхак, которым я хочу поделиться с вами. Понаблюдайте за своим окружением – те, кто обращается к вам в форме звательного падежа, не очень-то вас любят, даже если прикидываются лучшими друзьями, а те, к кому так обращаетесь вы сами, возможно, вообще вам не нравятся, ведь ваше общение основано на фальши – и даже если вы сейчас со мной громко не согласитесь, прислушайтесь к себе, это всегда полезно. И главное – цените и любите тех, кому не лень называть вас полным именем – на этих людей вы всегда можете положиться.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.