Последний из осколков русского православия, Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции, воссоединяется с Русской православной церковью Московского патриархата. Впору констатировать, что раскол, порождённый Октябрьской революцией 1917 года и десятилетиями правления в стране коммунистической партии, преодолён.

Примечательная деталь: Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции с 1931 по 2018 год пребывала в составе Константинопольского патриархата. Того самого, куда ушла часть украинских православных, заполучив пресловутый томос. Но говорить о том, что РПЦ ответила «константинопольцам», не приходится: 27 ноября 2018 года Синод Константинопольского патриархата принял решение о роспуске архиепископии. И архиепископии оставалось либо подчиниться этому решению, либо уйти под крыло РПЦ: самостоятельно западноевропейским приходам материально не выжить.

В любом случае русское православие теперь объединено. Существующие разногласия и разночтения можно будет решать внутри Церкви. И как бы кто ни относился лично к Святейшему Патриарху Кириллу, заслуга главы РПЦ в объединении несомненна. И ему зачтётся.

Но до идиллии далеко. Чем закончится коллизия с церквями Московского патриархата на Украине, предсказать невозможно. Одно совершенно очевидно: если МИД РФ и эксперты-пропагандисты с федеральных телеканалов продолжат гнуть прежнюю линию, если не подкорректируют лексику, манеру поведения и круг приглашаемых, то сохраниться в Незалежной у РПЦ не останется ни малейшей возможности. Причём даже стараний украинских русофобов для этого не понадобится.

Зато легко предсказать перспективы РПЦ в Грузии. В Грузинской православной церкви уже достаточно давно идёт подковёрная бойня – кто же сменит престарелого католикоса Илию II Шиолашвили во главе ГПЦ. Никаких признаков участия в этой битве Московского патриархата, частицей которого пока является ГПЦ, нет. Между тем, по имеющейся информации, смены ждать недолго. И претенденты на вакансию отличаются друг от друга лишь степенью антироссийскости, а едины в желании распроститься с РПЦ.

Необходимо признать, что объединяющим центром для оставшихся на постсоветском пространстве за пределами РФ наших соотечественников РПЦ так пока и не стала. А ведь перед глазами пример Армянской апостольской церкви. Армения потеряла государственную независимость в 1045 году. И то, что армянский народ, его общность, культура и язык сохранились, исключительная заслуга Армянской церкви.

Совсем не зазорно извлечь уроки из чужого опыта. Осознать, что любая религиозная организация прежде всего идеологическое учреждение. И обязана бороться за декларируемые идеалы активной, убедительной пропагандой. Только таким образом можно пресечь обвинения оппонентов, что РПЦ – лишь придаток отечественного государственного аппарата. Только тогда объединённая РПЦ сможет стать ведущей силой консолидации мирового православия. Притягательной. Действенной. Достойной уважения.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.