Мы у себя в фонде разработали и стали внедрять в детских садах и школах (3–4-е классы) «Уроки о братьях наших меньших». Пока опробовали на одном детском садике и в двух школах Москвы, а также провели занятия в Музее им. Тимирязева.

В чём заключаются уроки? Наши волонтёры в игровой форме рассказывают детям о том, что животные «делятся» на домашних и бездомных, что бездомных быть не должно и что животное стало бездомным именно по вине человека.

Рассказываем истории о животных, показываем мультфильмы, обсуждаем увиденное и услышанное.

На вопрос, есть ли у вас домашние животные, детки охотно рассказывали о своих подопечных и приводили смешные истории из их жизни. У одного мальчика дома живёт найденный им на мусорке кролик, которого он с родителями выходил, вылечил, и он стал его другом. У некоторых детей дома живут кошки, спасённые и подобранные на улице. Один мальчик рассказал, что его дедушка – «спасатель». Он спас котёнка, которого не смогла вытащить кошка в заброшенном жильцами доме.

На вопрос, как животные становятся бездомными, дети почти хором ответили: их выбрасывают на улицу! Были и такие варианты: «Если, например, у собаки родилось много щенков, то их продают или раздают, а некоторых увозят в питомник (так дети называют приюты). А оттуда собачки тоже могут сбежать. Или если собачка или кошечка родилась больной, то их мама не всегда принимает. И если они выживают, то живут сами на улице».

Дети охотно отвечали на вопросы, как нельзя себя вести с животными и как нужно и можно.
Вывод, к которому мы совместно пришли: нельзя допускать, чтобы домашние животные становились бездомными! Иначе их может ждать судьба собачки из мультика, и иногда спасти её может быть уже поздно… У каждого животного должен быть заботливый, любящий и ответственный (суть этого слова им уже хорошо знакома) хозяин.

Далее мы говорили о добре и доброте. Спрашивали детей, что такое доброта, как она проявляется. Просили привести примеры. А они нам отвечали: «Доброта – это когда ты любишь животных и о них заботишься» и «Доброта – это когда ты помогаешь другим, кто нуждается в помощи: больным людям и бездомным животным».

В качестве примера дети привели девочку, ученицу 3 «Б» класса, Юлю, которая, когда идёт в школу или гулять, всегда берёт с собой корм и по дороге кормит бездомных животных. У неё даже есть постоянные животные, которых она всегда подкармливает.

Конечно, очень хотелось бы, чтобы уроки доброты были внедрены Министерством образования и стали частью обязательной школьной программы. Возможно, когда-нибудь так и будет. А пока мы ищем волонтёров-педагогов для наших импровизированных уроков.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.