Только отправила сына в школу, а уже на собрание родительское позвали. Тема: "Позитивное отношение друг к другу". Пришла, устроилась в уголочке и приготовилась вполуха послушать, как голландцы взрослую публику воспитывать будут.
Отсидеться не получилось. Уже через 10 минут энергичный двухметровый ведущий тренинга объявил, что мы будем играть в бинго. Нам тут же раздали листочки и ручки. Суть проста: найди в зале человека с самыми светлыми глазами, большим размером ноги, наибольшим количеством детей и ещё бог знает чем, а потом кричи: "Бинго!"

Затем бывший учитель, а ныне позитивный тренер в наколках разглагольствовал о силе комплиментов и широко улыбался. "Как мы реагируем, если кто-то похвалит нашу рубашку? Начинаем мяться и говорить что-то вроде: "Ой, да бросьте вы, она со скидкой". А надо этот комплимент принять и поблагодарить. Надо учиться принимать похвалу и учить этому детей. Кто из вас хвалил сегодня своего ребёнка?"

В зале таких нашлось немало, но кое-кто и задумался. Мне не нужно было и минуты, чтобы вспомнить. Я объявила сыну, что он молодец, днём, когда мы готовили кексы. Меня воспитывали именно так. Я всегда знала, что я красивая и умная.
Более полезным для меня оказался раздел про конфликты. Оказалось, что в школе есть специальная "антииздевательская комиссия". На русском звучит как-то странно, но на голландском для моего уха вполне привычно. Любой ученик, которого начнут троллить, может подойти к ответственному учителю и поделиться своей проблемой.

Есть в школе и ученики, которые помогают решать конфликты. Активисты, которые вызвались утихомиривать повздоривших, проходят специальный тренинг. На нём учат подходить к конфликтующим, спрашивать, нужна ли помощь в разрешении ссоры, задавать правильные вопросы. Для нас даже сценку разыграли, где в роли учеников выступили учителя.
Но потели не только они. Высоченный голландец снова придумал развлечение для родителей: разбил всех на группы и попросил обсудить решение нескольких конфликтных ситуаций. Стоит ли учителю вмешиваться, если ученик невежливо разговаривает с мамой или папой, стоит ли родителю вступать в конфликт детей на школьной площадке, или они должны решить его сами.

И сидела я с открытым ртом и слушала, что думают об этом более опытные родители. У меня самой идей было мало. Главное, я поняла: вмешиваться стоит только в крайнем случае. Всегда надо дать конфликтующим возможность самим решить спорную ситуацию.

В общем, такой полезности от собрания я не ожидала. Российская и голландская школы, конечно, сильно отличаются. Если наша – это, главным образом, про образование, то голландская – ещё и про эмоции, поведение. Здесь учат не только таблицу умножения, но и улыбаться, принимать комплименты и решать конфликты. Это здорово.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.