Колумнисты

Психолог Михаил Лабковский: Он больше не ребёнок

Ответы на вопросы читателей Metro
Психолог Михаил Лабковский: Он больше не ребёнок
Психолог Михаил Лабковский: Он больше не ребёнок
Михаил Лабковский.

Мы продолжаем нашу рубрику. Если у вас есть вопросы к знаменитому психологу, присылайте их на konkurs@gazetametro.ru. В теме письма укажите: "Вопрос Лабковскому".

Я в тупике. Живу с мужем три года, у меня есть ребёнок от первого брака – восьмилетняя дочь. В браке с нынешним мужем у нас родилась ещё одна девочка. Муж очень любит нашу общую дочь, даже меня постоянно тычет в то, что я якобы делаю не так. А вот мою старшую дочь постоянно за всё ругает: ходит не так, ест не так, вещи не бережёт, с сестрой чем-то не поделилась и т. д. Было время, даже поднимал на неё руку – правда, я это быстро пресекла. Девочка его боится, начала врать из-за страха быть наказанной, начала постоянно шмыгать носом, постоянно держит во рту какой-либо предмет; совсем снизилась самооценка. Часто думаю о разводе. Говорить с мужем бесполезно – его хватает на несколько недель; за последний год не сказал моей дочери ни единого доброго слова. Скажите, пожалуйста, это означает, что в будущем развод? (Екатерина)
Екатерина, я бы сказал, что не в будущем, а как можно скорее. Поберегите психику ребёнка – девочка и так живёт в страхе, у неё появились психосоматические проявления, рухнула самооценка. Что вам дороже – здоровье (и психическое, и физическое) собственного ребёнка или отношения с мужчиной, который так к ней (и к вам) относится?

Как избавиться от гипер-опеки над своим 18-летним сыном? Я пытаюсь с ней бороться, но не всегда получается. Стоит ему где-либо задержаться, как я начинаю беспокоиться и названивать ему, а если телефон вне зоны действия, у меня паника. Доходит до смешного: в такие моменты я готова одеться и бежать разыскивать его. Понимаю, что проблема во мне, у меня. С чего начать "лечиться"? (Ольга)
Ольга, вы всё правильно понимаете: проблема в вас, в вашей психике. И слово "лечиться" я бы не брал в кавычки: вам действительно надо лечить свою тревожность – она-то как раз и приводит к, как вы говорите, гиперопеке. Тревожному человеку надо где-то разместить своё чувство – вы размещаете свою тревогу в сыне, и обостряется она у вас, скорее всего, вечером; такая зависимость от времени суток, кстати, научно доказанный факт. На вашем месте я бы, прежде всего, обратился к психиатру: есть подозрение, что у вас не просто повышенный уровень тревоги, а, например, тревожное генерализованное расстройство; в этом случае назначают препараты, которые снижают уровень тревоги и повышают качество жизни. И, пока вы будете пить таблетки, вам важно будет научиться расслабляться, сбрасывать напряжение, не подпитывать себя, например, новостями и телепрограммами, которые усиливают страх и стресс. А что касается гиперопеки над сыном – на первых порах делайте над собой усилие: не берите в руки телефон и не названивайте. При этом, конечно, можно договориться, чтобы он вас предупреждал, если задерживается, скажем, больше, чем на полчаса-час. Но вообще ваш сын – больше не ребёнок и не обязан вам отчитываться, где он, с кем и во сколько вернётся.