Сегодня девять дней, как не стало онкохирурга из Петербурга Андрея Павленко, который лечил от рака желудка. От этой же болезни и умер... Коротко и точно насчёт такой злой иронии судьбы в соцсетях высказался друг Павленко, грузинский хирург Илья Гоцадзе: "Тошнит от скорби и негодования".

Павленко оказался в центре внимания весной 2018 года. В это время врачу поставили диагноз и он решил сделать свою борьбу с раком максимально публичной: завёл блог в Интернете и подробно рассказывал обо всём, что с ним происходит, с помощью видео- и аудиозаписей. И, несмотря на болезнь, Павленко продолжал оперировать и делиться своими знаниями о болезни с коллегами.

Лично с Павленко я знаком не был, но много раз общался с ним по телефону. Однажды меня вызвало начальство и сообщило примерно следующее: Павленко выиграл премию, надо снова сделать интервью. Но ты ему пока не говори, что он победил, ладно? Клянусь, я тогда еле сдержался, очень хотел его порадовать. Чуть позже мы договорились с Андреем и с его женой Аней встретиться в кафе и поболтать в неформальной обстановке. Увы, так и не пересеклись.

Смерть Павленко заставила задуматься о разных вещах. Например, о том, что в Интернете даже грустное событие быстро способно превратиться в балаган. Комментарии под прощальным постом доктора в Facebook вызвали, мягко говоря, оторопь: люди предлагали лечиться с помощью знахарей и сухофруктов;  призывали каким-то образом полюбить Бога в себе, чтобы болезнь сразу отступила; задавались вопросом, почему не идёт на работу его здоровая жена; критиковали Павленко за то, что он выбил табуретку из-под ног у всех, кто сейчас сражается с болезнью.

Ещё стало окончательно ясно, что перед болезнью равны все. И те, у кого есть деньги, и те, у кого есть возможности и связи. Раку проиграл человек, который знал о нём всё и у которого под рукой были люди, способные помочь в любое время дня и ночи. Вывод прост: пока не изобретут универсальное, доступное всем лекарство (возможно ли это?), сражение с раком будет очень похоже на игру в русскую рулетку.  

Тем не менее за очень короткий промежуток времени Павленко удалось сделать не так уж и мало.

С его подачи о раке стали чаще говорить и чаще писать. Эта тема, конечно, не была табуированной, но ей не хватало открытого обсуждения, огласки в СМИ. И Павленко поспособствовал тому, чтобы содержание материалов про рак стало гораздо информативнее, чем раньше.

Павленко на своём примере показал, что онкобольные – обычные люди, которые (пока в состоянии) работают, строят планы на жизнь, занимаются детьми, ездят в отпуск. И такие люди очень продуктивны, потому что они чётко знают, что их время ограниченно. Онколог продемонстрировал, что жить, обладая таким знанием, можно и нужно, а закрываться от близких и всего остального мира на время болезни сродни преступлению.

Павленко почти успел запустить проект для молодых онкологов, которые уже в профессии. Они должны были переучиваться по специально разработанной им программе, чтобы повысить свою эффективность. Надеюсь, после смерти врача его дело продолжат.

Доктор дал понять, что жизнь с момента постановки диагноза не заканчивается. Без сомнения, она становится совершенно другой и её конец представляется гораздо яснее, чем раньше. Но и такую жизнь надо прожить достойно.
Светлая память врачу и человеку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.