Колумнисты

Исчезающая красота: почему она скоро останется только на фотографиях в соцсетях

Колумнист Анна Финити размышляет о внешнем виде Петербурга и о том, что могло бы его спасти
Исчезающая красота: почему она скоро останется только на фотографиях в соцсетях
Исчезающая красота: почему она скоро останется только на фотографиях в соцсетях
Журналист Анна Финити. Фото "Metro"

На днях я выучила новое слово – швеллер. Этот термин применяется в строительстве и означает металлический профиль. Казалось бы, где я и где швеллер? Связь самая прямая: я живу в центре Санкт-Петербурга и каждый день вижу, как разрушается город.

Великолепную лепнину сдувает суровый северный ветер, дожди и отсутствие планового ремонта добивают обветшавшие балконы. И если на каком-то доме случайно уцелело крыльцо с чугунным кружевным литьём, будьте уверены, это ненадолго: скоро ржавчина и шаловливые ручки охотников за цветными металлами сделают своё чёрное дело и не останется ничего – только памятники федерального значения, да и то не факт. Так что готовьте ваши "инстаграмы", уважаемые сограждане, перед вами ускользающая красота, которая очень скоро останется только на фотографиях в соцсетях.

Свой вклад в печальную картину разрушения на днях внесли и власти города. Теперь на исторических зданиях уничтожают балконы, и на их месте остаются уродливые железные балки-штыри – те самые швеллеры. В выходные "обрезание" устроили десяти домам, и это ещё не конец. Делается это для нашего же блага – чтобы было неопасно ходить по улицам. Весь центр обмотан весёленькой зелёной сеткой, чтобы на головы дорогих петербуржцев и гостей города не падали куски штукатурки с фасадов наших прекрасных исторических зданий, которые так нравятся не только туристам всего мира, но ещё и ЮНЕСКО.

Я не специалист по градостроительству и архитектуре, но мне кажется, что дело дрянь. В Петербурге так долго никто ничего системно не ремонтировал, что это должно было произойти рано или поздно. Вялая программа восстановления фасадов работает слишком медленно для того, чтобы соревноваться со временем. Момент настал, город стал физически исчезать, и остановить этот процесс или повернуть его вспять могут только две вещи – большие деньги и большое желание. Насколько я могу судить, ни того, ни другого сейчас в наличии нет. Конечно, чиновники обещают, что все срезанные балконы будут восстановлены, но когда и кем? Нет ни конкретных дат, ни исполнителей.

Помню, как несколько лет назад французская знакомая поразила меня рассказом о том, что раз в два года она платит кругленькую сумму (что-то около тысячи евро) на косметический ремонт шестиэтажного дома в центральной части Парижа. "Безобразие", – подумала тогда я. А теперь думаю, что так гораздо лучше: по крайней мере, у неё есть уверенность, что дом не начнёт разваливаться, так же как и тысячи других старинных французских домов, за которыми, в отличие от наших, хорошо следят те, кто должен это делать. Жители французской столицы не просто платят деньги "в никуда", как мы в Фонд капитального ремонта, они своими глазами видят, как рабочие красят фасады домов. Но... "на улице, чай, не Франция", как сказал поэт. Поэтому петербуржцы спасаются своими силами:  скидываются на реставрацию старых дверей и каминов, восстанавливают витражи и плитку в подъездах. Всё это капля в море.

В общем, будете в центре – берегите голову и внимательно смотрите наверх; и если увидите швеллеры – не удивляйтесь, так надо. Мысленно дорисуйте балконы – похоже, это единственное, что мы все сейчас можем сделать.

"Готовьте ваши "инстаграмы", перед вами ускользающая красота, которая очень скоро останется только на фотографиях в соцсетях", - Анна Финити

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.