Месяц прошёл – и ничего. Поручение президента не выполнено. Вопрос: а собирались правительство и Центробанк его выполнять?


Беда – не ипотечников – всей нашей России – в том, что слишком много у нас при власти временщиков, основной принцип существования которых «хапнул и смылся». Мелкомасштабные хапуны по разным европейским дырам прячутся, а кто с размахом – те в Лондоне шикуют.


И от банков-банкиров чуда ждать не приходится: сиюминутная нажива прежде всего. Совершенно не думают, в отличие от западных коллег, о создании династий клиентов. У меня приятель во Франции – его семья почти 200 лет пользуется услугами одного и того же банка, получая за постоянство какие-то безумные льготы, скидки, бонусы. А у нас до тошно­творного доходит: страхование титула (риска утраты прав собственности на квартиру) при ипотеке после трёх лет бессмысленно – истекает срок исковой давности. Покажите тот банк, который через три года перестал заниматься жлобским вымогательством у своих клиентов. И банкиры потом удивляются, что россияне, которых грабили в 1991-м, потом в 98-м, 2008-м и 2014-м, не хранят деньги ни в банках, ни в рублях. Разве только клинически доверчивые оптимисты.


Временщикам ипотека не нужна: им здесь не жить. Да и прозрачные сделки не для них. Российские потребители ипотеки – квалифицированные высокооплачиваемые специалисты, осознавшие, что надеяться на государство или чудо бессмысленно и свои проблемы надо решать самостоятельно. К тому же герои: брать ипотечные кредиты при наших безумных процентах – такое в мире ещё поискать. Причём – российский феномен! – на кредит в рублях купить можно всегда меньше, чем в валюте.


Важно, что ипотечники, взваливая на себя решение своей жилищной проблемы, одновременно спасают банки-грабители и стройиндустрию от безработицы, а государство – от социальных трат на иждивенцев, ждущих годами государственной халявы. Между прочим, с налогов тех же ипотечников.


Этих ипотечников по крайней мере не подставлять регулярно – и то спасибо скажут. А у нас...
Вице-премьер Шувалов давеча обрадовал: ипотека у нас будет под 7–8%. Но в 2018–2020 годах. До которых ещё дожить надо тем, кто уже погружается в долги: на сегодня россияне задолжали банкам 3,35 триллиона рублей по ипотеке. Потому и митингуют. От отчаяния: ясно, что на помощь рассчитывать наивно. По конкретному кредиту знаю: банк предложил пересчитать валютную ипотеку в рублёвую. При нынешнем падающем долларе, активно поддерживаемом Центробанком, – ну, не наших же людей поддерживать! – получилось, что рублёвый месячный платёж на 5 тысяч больше долларового.


Одного не могу понять: у нас где-то там поставили цель добиться недоверия и нелюбви граждан к собственному государству?