Телекоммуникации, пожалуй, одна из самых динамично развивающихся отраслей. Причём стремительно меняются не только технологии, смартфоны и привычки абонентов, меняется сам ландшафт отрасли связи. И одна из наиболее характерных особенностей таких изменений – увеличение игроков телекоммуникационного рынка за счёт появления виртуальных операторов связи.

Так называемые виртуальные операторы (или MVNO-операторы) – это компании, которые на инфраструктуре уже существующих операторов связи создают свои телекоммуникационные бизнесы, но под собственным брендом. Самые яркие примеры запущенных или готовящихся к запуску MVNO – это VK Mobile, созданный социальной сетью "ВКонтакте"; "Тинькофф Мобайл", запущенный Олегом Тиньковым; "Stars Mobile", запущенный Тимати, а также аналогичные проекты Сбербанка, Ростелекома, ТТК ("дочка" РЖД) и других.  Сегодня доля таких виртуальных операторов составляет примерно 2%, но, по нашим оценкам, в перспективе пяти лет она увеличится до 14–15%. В Европе же подобные бизнесы занимают от 10 до 40% рынка. Причём особенностью европейских виртуальных операторов является сфокусированность на специфических запросах клиента и создании нишевого продукта. Свой виртуальный оператор может быть у поклонников популярного шоу, фанатов спортивного клуба или лояльных клиентов авиакомпании. Думаю, очень скоро аналогичные проекты, сформированные вокруг сообществ и персоналий, появятся и в России.

Развитие таких операторов, безусловно, усиливает конкуренцию, которая держит всех игроков рынка в тонусе. Такая ситуация гарантирует бурное развитие технологий и решений. Например, уже все задумались про внедрение стандарта 5G, который в первую очередь отразится на индустриальном бизнесе, именно этот стандарт, благодаря высоким скоростям, создаст предпосылки для запуска беспилотных автомобилей, "умных домов" и "умных городов", а также внесёт существенный вклад в развитие телемедицины. Однако это перспективы 5–6 лет. Если говорить про ближайший год, то усилится популярность виртуальных и дополненных реальностей, в мир которых люди скоро смогут погружаться только через мобильные гаджеты. Мы вплотную подошли к периоду, когда виртуальная/дополненная реальность может применяться в медицине, научных исследованиях и даже в повседневных бытовых вопросах.

В то же время высокая конкуренция стимулирует операторов создавать уникальные и весьма разнообразные продукты и сервисы. А MVNO-операторы имеют особое преимущество в этом направлении, так как, оказывая услуги связи наравне со своим основным бизнесом, они создают дополнительные преференции для своего клиента. И все это происходит на фоне наиболее выгодных цен. В этом году, кстати, Москва впервые вышла из десятка самых дорогих городов России по стоимости связи. А буквально на прошлой неделе Департамент информационных технологий Москвы подтвердил, что стоимость мобильного интернета в Москве в 5–8 раз дешевле, чем в Нью-Йорке, и в 3–4 раза дешевле, чем в Лондоне. Так что выигрывает от такой ситуации на рынке в первую очередь клиент.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.