Колумнисты

Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: А у чиновника есть душа

О композиторе и чиновнике
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: А у чиновника есть душа
Елена Колядина. Фото "Metro"

В 2010 году – через семь месяцев после назначения главой Федеральной налоговой службы России – нынешний премьер-министр Михаил Мишустин давал интервью Владимиру Познеру. Журналист поднимал довольно неудобные вопросы.

Правда ли, что в ФНС существует "план сбора" и сотрудник обязан "взять" с предприятия не менее 1 миллиона рублей "любым способом"? Являются ли роскошью его часы? Справедливо ли, когда и богатый, и бедный платят одинаковые налоги? Михаил Мишустин отвечал не банально, не "забалтывал" суть вопросов. И такими же неожиданными оказались его ответы на блиц-опросник, который Владимир Познер по традиции предлагает своим гостям.  

Ну ладно, любимой птицей нашего нового премьер-министра Михаила Мишустина является попугай – существо шумное, очень яркое, проницательное, сильное. А недостаток, который премьер-министр легче всего прощает людям, – слабость (притом что сам Мишустин проявил недюжинную твёрдость в выстраивании налоговой службы страны). Но чем Михаил Мишустин удивил меня лично, так это ответом на вопрос "Ваш любимый композитор?". Михаил Владимирович сказал: "Валерий Гаврилин. Знаете такого?" "Знаю", – не очень уверенно, как мне показалось, подтвердил Владимир Владимирович.

Валерий Гаврилин – вологодский композитор, родился в 1939 году в Вологде, и здесь его любят и помнят. Но, чтобы молодой мужчина (на момент интервью Михаилу Мишустину было всего 43 года) не просто знал, а любил музыку Гаврилина, для меня стало очень приятным и неожиданным откровением.

Кажется, сейчас такой музыки, как у Гаврилина, и не пишут. Послушайте, например, его "Перезвоны". Чистота колодезной воды, в которой отражается небо, и глубина северных озёр, и стога, потемневшие от дождя. Словно летишь над нашей Родиной Россией, над её полями и лесами, над её вольными просторами, над широкими реками и тихими протоками. Я знаю, всё это звучит банально и чересчур выспренно, но как ещё сказать о том, что тебе дорого, о самом родном?

Слушаешь "Перезвоны", и сердце сжимается, и на душе светлые слёзы – от скромности и одновременно притягательности нашей земли, от её туманов, просёлочных дорог и церквей, заросших травой. Такая музыка не может звучать над Москвой или Петербургом – это мелодия той земли, о которой другой выдающийся вологжанин, русский национальный поэт Николай Рубцов, рассказал в стихотворении "Тихая моя Родина".

Как композитору удаётся вызывать у слушателей такие щемящие чувства?

"Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?" – ответил однажды Валерий Гаврилин. Он "болел" о России, и эта боль передаётся в музыке.

Но, вот честно, никогда бы не подумала, что у высокопоставленного чиновника есть ранимая душа! У них там вроде одна цифровизация процессов да дорожные карты. Оказывается, есть душа-то, и даже ноет, и даже, как в известном стихотворении, "болит у меня Россия". Иначе музыка Гаврилина в ней бы не отозвалась.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.