Минувшие выходные я провела в Петербурге. Прекрасный город бурлил культурными событиями, словно апельсиновая газировка. Но я, как истинный приезжий гость, ударила по музеям. Побывала в трех: Строгановском дворце, Литературном музее Пушкинского дома и Музее хлеба.

О хлебе. Директор одного из супермаркетов города Грозный Адам Махмудов придумал, как привлечь покупателей, – в хлебном отделе его магазина висит объявление "У нас каждый вечер четверга хлеб бесплатно". Покупатели идут толпами – после пяти вечера четверга можно бесплатно получить 700-граммовую буханку хлеба. Для этой акции Адам Махмудов закупает на хлебозаводе 300 "кирпичиков" по 13 рублей за штуку. Несмотря на расходы в
3900 рублей, общая прибыль магазина растет.

Заманить хлебом – это по-нашему. Хлеб мы любим – без него ни шашлык, ни икра, ни рюмка, ни сало с колбасой – без него никуда! Наверное, поэтому не иссякает и ручеек посетителей петербургского Музея хлеба. Что приятно удивило меня в его нескольких небольших залах? То, что музей – бюджетный, живет на деньги города, но никому не приходит в голову "оптимизировать" его, сославшись на трудности финансирования или на то, что в Петербурге около 200 музеев, гораздо более роскошных и прибыльных.

Но главное, конечно, экспонаты. В отделе дореволюционного хлебного дела поразили размеры батонов, буханок и упаковок для печенья, сухарей, бубликов. Буханка черного или ситника весила до 8 (!) кг, нарезной батон – 3 кг! А как вам калач в 2,5 кило? Ножи для хлеба, лежащие в витринах, угрожающими размерами напоминали мачете. Упаковка печенья – размером с хороший ларец. О чем это говорит? О том, что хлеб был доступен абсолютно всем, ели его много, и семьи были очень большими. Действительно, в пресловутом 1913 году в российской семье по статистике было 7 детей. Это в среднем. А у Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых, например, за стол садились

13 детей! Тут нашей нынешней упаковкой в две печенюшки действительно не обойдешься. Удивительно то, что многие изделия, которые я высокомерно считала достижениями нашего времени, существовали еще в XIX веке. Например, диетический зерновой хлеб в России массово пекли немецкие пекари.

В разделе советского хлебно-бакалейного дела ностальгически развеселила книжка Леонида Ильича Брежнева "Целина" и потрясли цены – копейки! Коробка вермишели – 20 копеек, буханка ржаного – 17 копеек. А "те самые" пончики по 5 (!) копеек (в музее есть старый итальянский аппарат для их приготовления). По пути из музея специально зашла в магазин и посмотрела вес и стоимость хлеба и макарон. Сравнение, понятное дело, не в пользу сегодняшнего дня. Батон "8 злаков" стоимостью 27 рублей весит всего 300 граммов; в упаковке полкило рожков, а стоят они аж 34 рубля, один пончик – 12 рублей и так далее по списку.

Остались в памяти зрелищно оформленные уголки быта: стол конца XIX века, накрытый к завтраку, кухня в городской квартире начала века XX, мелочная лавка, блокадная коммуналка, советская булочная. Ходите в музеи, друзья!

Мнение автора колонки может
не совпадать с мнением редакции