На кинофестивале “Окно в Европу” победило доброе и смешное кино о страшных и грустных вещах

25-й фестиваль в Выборге показал, что российское кино может быть открытым миру и очень смешным. Отечественные комедии в нем соревновались в остроумии с международными проектами. И от этого бодрого сотрудничества веяло свежим воздухом – как и должно быть на празднике под названием названием “Окно в Европу”.

Российско-бразильский фильм “Красный русский” – удивительная история жизни молодых иностранцев в Москве. Влюбленные в русский язык, русскую литературу и русский театр девушки из Бразилии и Португалии разучивают в “Гоголь-центре” чеховские тексты – и сами волею-неволей повторяют судьбы героинь классика. Это фильм о познании страны, но в нем нет ни пошлых стереотипов о России, ни безосновательных комплиментов. Это стилизация под документалистику, но с фонтанирующими актерскими работами, содержательным сценарием и чуткой режиссурой. Результат: главный приз в конкурсе копродукций.

“Красный русский” – фильм не только нежный, но и очень смешной, так что российским комедиям в Выборге пришлось как следует постараться, чтобы доказать иностранцам, что и у нас есть юмор.

Лучше всего это получилось у “Девушки с косой” – полнометражного дебюта Ольги Поповой. Комедия, которая заявлена как черная, а на деле оказавшаяся светлой-светлой, создает у зрителей новогоднее настроение даже в середине августа. Сюжет: 31 декабря по Москве гуляет молчаливая и неуклюжая Смерть (спрятавшаяся под капюшоном прекрасная актриса Полина Ауг), спрашивающая у прохожих, как добраться до такого-то дома. В этом доме ее ждет полна горница героев - совсем как в “Елках”. Но приближение Смерти превращает добрую семейную комедию в причудливый триллер, вдохновляя актеров работать сразу в двух жанрах. За этот урок химии жюри поставило “Девушке с косой” пятерку: фильм получил приз за лучший актерский ансамбль.

А награда Президента фестиваля за лучший режиссерский дебют досталась Петру Тодоровскому, приехавшему в Выборг с фильмом “Лавстори”. Внук советского классика и сын самого понятного молодежи российского постановщика (чего стоят “Стиляги” и “Оттепель”) избрал для своей первой работы скорее голливудский, чем российский материал. “Лавстори” – это хроника встречи двух ярких, трогательных и красивых мечтателей в непростое для каждого из них время. Невезучий актер Сева подрабатывает водителем лимузина. Печальная Маша, разочаровавшись в любви, заказывает такси из Москвы до Сочи, чтобы выйти замуж за скучного богача. Так герои и встречаются – и узнают друг в друге первую школьную любовь. У зрителей до тридцати эта история, кажется, будет пользоваться таким же спросом, как американские фильмы с Эммой Стоун и Райаном Рейнольдсом: настолько хорошо смотрятся вместе веселые актеры Вильма Кутавичюте и Александр Петров.

Но больше всего наград заработала трагикомедия “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов”: ей достался и приз за лучший фильм в основном конкурсе, и спецприз за лучшую мужскую роль актеру Евгению Ткачуку, и третье место в конкурсе зрительских симпатий, и премия за сценарий от Союза журналистов России. Режиссерский дебют Александра Ханта из Ханты-Мансийска берется за деликатную тему. Это маргинальная жизнь, на которую обречены молодые россияне вдали от больших городов - да и в них тоже. Витька Чеснок – гопник с завода, который хочет сбежать от жены и ребенка. Леха Штырь (безвозмездно сыгравший в фильме Алексей Серебряков) – его внезапно вернувшийся с зоны папаша. Чтобы получить квартиру ненавистного отца, Чеснок решает отправить того в дом инвалидов. Но в длинном путешествии по России с каждым из героев, разумеется, произойдет чудо. Этот фильм – странная смесь французской комедии “Неприкасаемые” (другое название - “1+1”) и отечественного “Левиафана”. Поэтому зрителю будет не только смешно, но и страшно. Но точно – нескучно.