С 11 по 14 июля в «Гоголь-центре» пройдёт III Литературный фестиваль лектория «Прямая речь» – «ВСЛУХ». Он объединит поэтов, прозаиков, публицистов и актёров самых разных возрастов и стилей. Бессменный художественный руководитель и хедлайнер фестиваля Дмитрий Быков написал колонку для Metro о том, почему сегодня лекции так популярны.

Задним числом объяснить лекционный бум оказалось, как всегда, очень просто. А вот предсказать его не мог никто. Как-то всем казалось, что людям ничего не интересно, а им интересно, и ещё как! Они готовы слушать рассказы об устройстве собственного мозга, о частной жизни королей, о пороках и подвигах великих писателей, готовы водить на эти лекции детей и даже покупать им абонемент. Связано это, с одной стороны, с нежеланием деградировать, то есть соответствовать тренду, который явно задаёт власть,  а с другой – с дефицитом в России интересных занятий. Чего делать-то, чтобы мозги не атрофировались? Слушать и спорить.

Лекции уже были в России таким востребованным делом в другое, довольно гнилое, но творчески интересное время: было это в разгар Серебряного века, когда появилась профессия литературного импресарио. Лекции лучше всех читал Чуковский, у них с Маяковским был налажен отличный бизнес: Чуковский в портфеле проносил в Политехнический жёлтую кофту Маяковского, Маяковский переодевался и посреди лекции начинал скандалить, возникала дискуссия, деньги – пополам. Творческие вечера «Сатириконцев» -- прежде всего Аверченко и Тэффи – проходили по всей стране с ломовым успехом. Много ездили Сологуб, Белый (отличный лектор, хотя великий путаник), Северянин, Есенин (не поверите, и он умел лекции читать – правда, довольно бессвязные, но темпераментные), даже Ахматова. Блок с таким успехом читал «О назначении поэта», что вечер пришлось повторить.  

Секрет тут ещё и в том, что личный контакт с профессионалом, будь то поэт, математик или биолог, всегда впечатляет сильней, чем заочный. Никакая книга не подарит чувства рождающейся на твоих глазах мысли. Поэтов ходят слушать, даже не понимая ни слова, -- просто ради шаманства. Поэт, читающий свои и даже чужие стихи, на ваших глазах извлекает из хаоса гармонию – это зрелище, от которого не оторваться. И, конечно, рассказ специалиста о том, как делается история или работает память, превосходит по привлекательности любой детектив, потому что это ведь про вас. И память, и история. Всё это вас касается самым непосредственным образом, только говорить в обществе почему-то принято о здоровом образе жизни или об успехах детей. Как сказал Честертон, интересно только о Боге, а люди почему-то говорят о футболе. Так вот, лекция – это разговор об интересном, о том, в чём не принято признаваться. Ведь все хотят знать правду о своей власти или своём биологическом устройстве, но детское любопытство к этим темам считают постыдным. А на лекции вы можете обо всём этом спросить.

Кроме того, общество наше рыхло, горизонтальные связи в нём не простроены. Лекция – это прямой контакт между специалистом и его настоящей аудиторией. Это способ страны узнать не только своих стукачей, но и свою национальную гордость – интеллектуалов, профессионалов, артистов. Так что перспектива у «Прямой речи» хорошая. Иначе лектории не стали бы плодиться по всему миру,в котором, видимо, тоже проблемы с коммуникацией.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.