Колумнисты

Cуд над Ахматовой и Цветаевой. Оглашение вердикта

о том, какими матерями были поэтессы
Cуд над Ахматовой и Цветаевой. Оглашение вердикта
Cуд над Ахматовой и Цветаевой. Оглашение вердикта
Поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева. Фото "Metro"

На страницах выпуска от 24 июня мы устроили судебные слушания. Интернет-сообщество обвиняло знаменитых поэтесс в том, что они были плохими матерями. Защитниками стали эксперты, досконально изучившие биографии обвиняемых. Вердикт же по делам Анны Ахматовой и Марины Цветаевой мы предлагали вынести читателям. Вот что они думают...

Вердикт Екатерины Совы:
«Прежде всего они были поэтессами. И никого не касается их личная жизнь и взаимоотношения с родственниками. То, что там возникают малообразованные «блогеры», называется кощунством, желанием залезть в чужое грязное бельё и от души им потрясти ради хайпа. А вот заставь одного из них наизусть прочесть хоть одно произведение этих поэтесс – язык проглотят сразу же».

Вердикт Натальи Соловьёвой:
«Я считаю, что Ахматова любила сына... Она не бросила ребёнка на произвол судьбы, как Цветаева, а отправила родной бабушке. Цветаева же, напротив, требует осуждения за безразличие и жестокость к своей дочери Ирине. Я считаю, Цветаева могла спасти свою дочь, но не сделала этого ни сама, ни родственникам не позволила».

Вердикт Инны Лириной:
«В отличие от учёных, много лет изучающих своих подзащитных, которые знают о Цветаевой и Ахматовой всё и с беззаветной любовью посвятили им жизнь, я не столь пристрастна. Перед ними стояла, на мой взгляд, непосильная задача – где-то сгладить, что-то умолчать и пропустить те факты, которые сейчас всплывают из таких источников, как воспоминания дочери Цветаевой Ариадны или воспоминания заведующей приюта, где содержалась Ирина. Это настолько страшные, не укладывающиеся в голове вещи, когда мать даже не приходит хоронить своего ребёнка, что я не могу ничего здесь комментировать. Да, Марина понимала и осознавала, как она ужасно поступает, и всё время искала оправдания более перед другими, чем перед собой.

Цветаева по жизни ориентирована исключительно на себя – махровый эгоизм. Даже смерть её – эгоизм. Безусловно, она жила в тяжелейшее время, но и многие другие тоже. Пишут, что она хотела материнства и наслаждалась им. Ребёнку было всего 1,5 годика, когда Марина, разрываемая страстями к Софии Парнок, пишет цикл стихотворений  «Подруга». О каком материнстве и наслаждении речь? И так на протяжении всей жизни. Да что уж теперь, она творческий человек, ей нужны были эти эмоции и страсти, а с детьми и семьёй это плохо сочетается. Не нужно суда, сойдёмся на том, что Марина Цветаева – прекрасный поэт. На этом всё!»

Вердикт Анонима:
«Я встану на сторону защиты. Во-первых, и Ахматова, и Цветаева жили в действительно сложное время, и условия были такими, что им приходилось делать то, что они могли, для своих детей. Также обе подзащитные не просто домохозяйки, а люди творческие, и они не могли зацикливаться исключительно на быте, как бы кощунственно это кому-то ни показалось. Кроме того, люди все разные и любовь у всех выражается по-разному. Есть сдержанные люди, которые любят ребёнка, но не хотят воспитывать рохлю и будут более строгими. Есть предпочитающие воспитывать независимость и свободное мышление – те, кто не хочет растворяться в ребёнке и проводить с ним каждую секунду....
Откуда потребность судить? Человек сам себе может стать самым суровым судьёй. Я верю, что та же Цветаева действительно очень переживала из-за смерти дочери... Мягче надо быть, стараться понять другого человека. Не судите, да не судимы будете...»

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.