Александр Сергеевич – великий поэт и человек, который сформировал современный русский язык. Многие из нас запомнили его внешность по двум портретам: Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Эти портреты печатали в учебниках и вешали в школьных кабинетах.

На портрете Кипренского Александр Сергеевич стоит в тёмном пальто и клетчатом шарфе, сложив на груди руки с идеальным маникюром. Эта деталь сообщает: Пушкин был ещё тем модником! С одной стороны, он заботился о своей внешности, с другой – относился к ней критично: есть довольно карикатурные автопортреты, на которых Пушкин преувеличивает размер собственного носа. В стихах он и вовсе называл себя бесом в проказах и обезьяной – лицом. Но суров он к себе был не всегда. В стихотворении, написанном Кипренскому в благодарность, Александр Сергеевич называет его «милым волшебником», а себя – «питомцем чистых муз». На портрете Тропинина Пушкин изображён в халате. Здесь снова обнаруживаются признаки дендизма – элегантно повязанный шарф и перстни на большом и указательном пальцах.

Я считаю, что самый точный портрет поэта написала его бабушка, причём не кисточками, а словами, и ещё до того, как внук обрёл славу. Она подчёркивала, что он очень умный парень, который обожает книги, но не любит учиться, временами проваливается в многочасовое одиночество, а потом идёт гулять с друзьями и домой возвращаться не хочет.

Конечно, в школе нам не могли сообщить, что хрестоматийный автор писал не только романтичные стихи и великие поэмы, но и строки с нецензурной лексикой. Эти штрихи убрали из официального портрета, но они очень важны, чтобы видеть в Пушкине не образ из учебника, а живого человека, который всегда многограннее, чем легенда о нём.

Ге, Репин и другие художники, которые писали Александра Сергеевича, никогда его не видели, а вот Айвазовский знал лично. Поэт и художник встретились на выставке в Петербурге, когда первый уже был знаменитостью, а второй – ещё студентом. Пушкин был солнцем русской поэзии. Писать картины с ним тогда – это всё равно что сегодня снимать кино с суперзвёздами. Только если режиссёр не может снять звезду без её согласия, то живописец вполне может работать не с натуры, а по памяти. Что Айвазовский и сделал. Маринисту было всего 19 лет, когда поэт погиб на дуэли. Все его портреты он писал по памяти и по портретам других авторов. Один из самых знаменитых портретов Пушкина «Прощание с морем» Айвазовский создал в соавторстве с Репиным спустя сорок лет после смерти поэта. Айвазовский писал стихию, Репин – человека. На той картине море неспокойно, на работе «Пушкин на берегу Чёрного моря», которую Айвазовский писал сам спустя десять лет, вода тихая. Эти два состояния стихии как два зеркала внутреннего мира Пушкина: иногда он был тихий романтик, иногда – бунтарь, который читал собственные стихи как актёр: с жестами, интонацией и выходами в зал.
Бунтарём он выглядит и на портрете Петра Кончаловского, его Пушкин похож на рок-звезду: поэт лежит под горчичным пледом в расстёгнутой белоснежной рубашке и, поднеся перо ко рту, сочиняет очередной хит.  

Читая биографию Пушкина, понимаешь, что фамилия ему подходила идеально: характер его мог быть взрывным, а выстрелами своих образов Александр Сергеевич умел и защитить, и уничтожить. Тяжело сказать, каким был этот человек на самом деле. Судя по портретам, у каждого свой Пушкин, и это одна из тысячи причин, почему его невозможно забыть.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.