11 января 1940 года в Мариинском театре состоялась премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Эта годовщина наводит меня на некоторые размышления.

Можно с уверенностью утверждать, что в первой половине XIX века классический балет воспринимался как во многом соблазнительное зрелище. Доказательство тут самое простое – двадцатая строфа из первой главы «Евгения Онегина».  Пушкин с восторгом пишет о балерине Истоминой, чьи «ноги» в процессе танца превращаются в «ножки»:            

Толпою нимф окружена,        

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг
    летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.    

А в наши печальные дни классический балет выглядит скорее целомудренным зрелищем – на фоне непристойных ужимок, прыжков и вихляний тех персонажей, кого теперь принято называть «звёздами шоу-бизнеса». 

У меня есть сосед, который работает в Большом театре более полувека – сначала он был танцовщиком, а потом стал режиссёром. Не так давно мы с ним разговорились, и вот что он мне сказал: «У нас в театре обстановка с каждым годом всё хуже и хуже...» А я ему ответил: «Удивляться тут нечему. Полвека назад ты начал служить в Государственном академическом Большом театре. А теперь ты работаешь в «шоу-бизнесе». Он добавил: «Увы! Даже в области балета  происходят прискорбные перемены. Ведь поставили же они «Ромео и Джульетту», где персонажи были в джинсах и в кроссовках...»

И уж коли на то пошло, я могу подбросить модным балетмейстерам неплохую идею. Спектакль под названием «Птичий грипп на Лебедином озере». Сначала всё идёт так, как у Чайковского, но в финале все персонажи (а с ними и принц) заболевают птичьим гриппом... Тут начинает звучать знаменитый «Танец умирающего лебедя»  Камиля Сен-Санса, и под этот  аккомпанемент все персонажи умирают... За сим на сцене появляются люди в масках, бахилах и комбинезонах, и они поливают лежащих без движения балерин пахучим раствором (запах может быть парфюмерный, например «Шанель № 5» в целях рекламы)...

А серьёзно говоря, самое это слово – «шоу-бизнес» – вызывает у меня раздражение. В старое доброе время существовали знаменитые певцы, танцоры, музыканты... Теперь же почти все они превратились в «звёзд шоу-бизнеса»...

Это, повторю, противное словечко уже вошло в Толковый словарь иноязычных слов, составленный Л. П. Крысиным. Вот что там написано: «ШОУ-БИЗНЕС. Сфера деятельности, связанная с организацией и проведением на коммерческой основе зрелищных представлений (эстрадных концертов, конкурсов красоты и т. п.)».

Вспоминается мне забавный анекдот: «Встречаются
два старых приятеля. Один –
нарядный, ухоженный, а другой – неопрятный, потёртый... Первый говорит о себе, что у него своя фирма и что он жизнью доволен.

– Ну а ты что поделываешь? – спрашивает он приятеля.

– Я работаю в цирке, – отвечает тот.

– А что ты там делаешь?

– Есть такой номер – дрессированные слоны... Так вот очень важно, чтобы во время представления слон не начал испражняться на манеже... И поэтому каждому из них требуется перед спектаклем ставить по две клизмы... Вот этим я и занимаюсь...

– И что? Тебе хорошо платят?

– Нет... Платят немного... Иногда задерживают...

– Почему не увольняешься?

– Ты знаешь, не хочется уходить из шоу-бизнеса...

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции