Он был донским казаком и проявил героизм во время Первой мировой войны. Его наградили полным Георгиевским бантом – Георгиевскими крестами четырёх степеней и Георгиевскими медалями четырёх степеней. Во время Гражданской войны Будённый примкнул к большевикам и в 1919 году стал командующим Первой конной армии.

В 20-е годы мой отец Виктор Ардов по редакционному заданию встречался с Будённым. Командарм делился своими воспоминаниями и в частности рассказывал такое: «Когда мы брали Ростов, белые никак этого не ожидали. Мы уже ворвались в город, а там ещё по улицам офицеры с барышнями гуляют...

Я купил у мальчишки газету, смотрю, там написано: «Первая конная армия остановилась в двадцати верстах от города...» Отец спрашивает: «Семён Михайлович, а на какие же деньги вы эту газету купили? На свои – «красные» – или на ихние?» «Не помню, – отвечал Будённый. – А может, не купил, а так взял...»

Тому, кто хочет получить достоверные сведения о Гражданской войне и о том, каково было войско, которым командовал Будённый, следует прочесть «Конармию» Исаака Бабеля. В своё время книга эта вызвала неудовольствие командарма. Тогда же возник анекдот: «Будённого спрашивают: «Вам нравится Бабель?» А он отвечает: «Смотря какая бабель».

У меня есть книга Ларисы Васильевой «Кремлёвские жёны», и там существует глава под названием «Три жены маршала Будённого». Первая жена была его землячкой, и она погибла в 1924 году в результате несчастного случая. Вторая жена была оперной певицей, она была арестована в 1937 году и пробыла в ГУЛАГе до 1956-го. А третья жена, Мария Васильевна, была Будённого много моложе, и они прожили вместе долгие годы.

Васильева записала такие слова вдовы маршала: «Он от стеснения мне сначала то «ты», то «вы» говорил. А я так вообще долго ещё звала его Семёном Михайловичем и на «вы». Он сердился: «Я твой муж, а Семён Михайлович на коне сидит».

В своё время некий художник должен был написать портрет Будённого верхом на коне. Разумеется, маршал на лошади не позировал, он сидел на стуле в соответствующей позе. А когда эта часть портрета была готова, художник пририсовал туда коня. Для этого он взял фотографию Клима Ворошилова, сидящего верхом, и вместо одного всадника нарисовал другого. Когда картина была готова, её показали Будённому. Тот пришёл в ярость: «Это я? На Климкиной кобыле? Да я бы в жизни на неё не сел!» Незадачливый художник не учёл того обстоятельства, что Будённый был знатоком лошадей и память у него была великолепная.

Я был хорошо знаком с замечательно умным и талантливым человеком – поэтом и переводчиком Семёном Липкиным – и с его слов запомнил забавную историю. Он был в дружеских отношениях с соратником Будённого Окой Городовиковым. И я приведу прямую речь этого генерала в пересказе Липкина: «Однажды товарищ Сталин вызвал меня и Сёму Будённого в Кремль. Нас привезли, заходим, видим – сидит товарищ Сталин и у него баянист. Баянист заиграл, а товарищ Сталин нам говорит: «Пляшите!» Ну, мы с Сёмой стали плясать... Плясали, плясали – утомились, устали... Перестали плясать... А товарищ Сталин нам говорит: «Ну вот что я вам скажу: танцоры вы хреновые, но люди вы преданные». И ведь он правильно сказал! Танцоры мы были хреновые, а люди мы были преданные!»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.