Колумнисты

Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Она верила, что Шукшин её родной сын

О творце Шукшине
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Она верила, что Шукшин её родной сын
Елена Колядина, журналист, писатель, персональный тренер: Она верила, что Шукшин её родной сын
Елена Колядина. Фото "Metro"

Всю прошедшую неделю все мы смотрели фильмы режиссёра и актёра Василия Шукшина – его и о нём. Не верится в дату – 90 лет со дня рождения Василия Макаровича. Да как же это? Ведь я вроде как вчера ездила на места съёмок кинофильма «Калина красная» в Вологодской области, фотографировалась и разговаривала с людьми, ставшими героями фильма.
Картина снималась летом 1973 года, и в конце 1990-х годов многие участники съёмок в деревнях Мериново (сейчас Садовая) и Тимонино на Вологодчине были живы-здоровы, с удовольствием рассказывали мне про съёмочную группу – сколько парного молока выпили артисты из Москвы, да по сколько заработали деревенские, участвуя в массовке. Помню странное чувство, когда я стояла на террасе чайной, а после пила чай с женщиной, которая сыграла роль посетительницы этой советской столовой. Чайной сейчас уже нет, как и автобусной остановки, где Люба встретила Егора. Зато и поныне действует колония, из которой вышел Егор Прокудин.

Помню низкое небо и холодный дождь, а я стою и не могу насмотреться на тропинку, по которой шли Егор и Люба... А какой маленькой оказалась баня из фильма! И озеро, в которое ныряли, напарившись, герои – в сырой траве, в тумане, ближе, чем на экране, и такое далёкое одновременно. Конечно, побывала я возле дома матери главного героя «Калины красной» Егора Прокудина (в фильме её зовут Куделиха) – с ней связана драматическая история, которую невозможно выдумать никакому сценаристу.

В Мультимедиа-арт-музее в Москве хранятся снимки фотографа Юрия Рыбчинского, автора знаменитого кадра с пляшущей на столе пьяной Галиной Брежневой. Среди его работ есть менее известный, но не менее пронзительный снимок Ефимии Быстровой. Эта женщина стала героиней фильма «Калина красная» – сыграла саму себя.  Тогда, уже почти слепая, она рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной про свою жизнь. И этот рассказ вошёл в фильм – четверо сыновей Ефимии погибли на войне, а пятый сгинул без вести уже в мирное время. Да, эпизод с Ефимией Быстровой стилистически «выпадает» из фильма – видно, что это документальная вставка. Но великому фильму это только добавляет трагической правды. Шукшин был так потрясён жизнью этой смиренной женщины, что сам отремонтировал избу Ефимии, запас дров на зиму, накупил продуктов и оставил денег. После всего произошедшего Ефимия Быстрова уверилась, что Шукшин – её пропавший сын. Она повесила его портрет в избе. И умерла через год после смерти Василия Макаровича. Жители деревни поставили на могиле Ефимии Быстровой памятник с фотографией-кадром из «Калины красной».

Почему «Калина красная» сразу стала культовым фильмом, вызвала такой сгусток событий, стала частью нашей культуры, до сих пор волнует душу и рвёт сердце? Наверное, потому, что её задумал и снял творец масштаба Василия Макаровича Шукшина, сила которого в том, что он страдал и проживал судьбу простого человека как свою собственную и она становилась судьбой народа.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.