Из-за своих философских и политических взглядов я часто чувствую себя очень одинокой. Бывает, даже начинаю сомневаться – может, я действительно неправа... И вдруг встречаешь человека, который так же чувствует и понимает, но ещё способен выразить твои трудно формулируемые ощущения средствами искусства. Этот человек – выдающийся режиссёр Андрей Звягинцев. "Понравился фильм?" – спрашивают меня, когда я говорю, что посмотрела "Нелюбовь".

Отношение к этому фильму нельзя определить словами "понравился" или "не понравился".

Я была уверена, что смотреть фильм придётся в полном одиночестве, стало даже жутковато, когда вошла в тёмный зал одна. Но во время рекламы в зал начали пробираться зрители – постепенно пришли 26 человек.

Сюжет можно описать одним предложением: муж с женой, имеющие новые любовные отношения, со скандалом разводятся, забыв о 13-летнем сыне Алёше, который, думая, что никому не нужен, убегает из дома.

Каждый кадр фильма – эстетический шедевр. После него все телесериалы и Никита Михалков кажутся раскрашенными комиксами. Сложный свет, пронизывающий холод, многослойность отражений героев сквозь стекло, снег, дождь, блуждающие звуки, цвета мокрого металла и дерева, преломлённые до изысканности, эротические сцены, в которых участвуют герои-символы. Напряжение, что называется, саспенс, ожидание, когда вслед за поисковой группой добровольцев "идёшь" искать исчезнувшего Алёшу, такое, что сердце колотится от того, что предстоит увидеть.

Каждый образ, каждый герой является символом нашей жизни и философии страны в интерпретации Звягинцева (что совпадает с моим представлением о нашем времени). Но понять это – смысл всех образов и символику – можно, только когда видишь последние кадры фильма. Сказать, что в этих неожиданных кадрах, нельзя, так как тогда для тех, кто ещё не смотрел "Нелюбовь", исчезнет всякий смысл  идти в кинотеатр. После просмотра хочется увидеть этот фильм ещё раз, чтобы, уже зная, чем он окончится, внимательно всмотреться в знаки, которые на протяжении всего действия подавал нам режиссёр.

Идти на "Нелюбовь"? Если вы видели "Левиафан" и считаете его явлением в искусстве, то "Нелюбовь" – фильм ещё более сильный в эстетическом, художественном, смысловом и философском значении. Это остросовременная картина о нашей жизни, о всеобщей нелюбви, в которую мы погружаемся тем глубже, чем больше и больше громогласно клянёмся в любви к родине, к народу, к святым и предкам. Этот фильм – образ Родины-матери, которая уверена, что любит своих детей, а то, что ребёнок этой удушающей любви не выдерживает, так сам виноват – избаловался в сытости и стабильности.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.