Колумнисты

Елена Колядина: Колокольчики уже никто не слышит?

Колумнист Metro - об Учителе и Башлачёве
Елена Колядина: Колокольчики уже никто не слышит?
Елена Колядина: Колокольчики уже никто не слышит?
Елена Колядина. Фото "Metro"

Режиссёра Алексея Учителя некоторые обвиняют в том, что снимал свой фильм о царе и балерине на деньги государства, в то время как художник, мол, должен быть независимым и смелым и не кормиться ни с чьих рук. Истинно вам говорю – Алексей Учитель всегда снимал и снимает те фильмы, в идею которых верит, независимо от конъюнктуры. Уж как приходилось в советские времена "колебаться в соответствии с линией партии", но Алексей Учитель снимал не героев труда, а рок-поэта Александра Башлачёва. Киностудия, которой он руководит, так до сих пор и называется – "Рок".

Возможно, я уже надоела упоминанием о том, что окончила школу №20 Череповца вместе с Александром Башлачёвым, но этим пытаюсь лишь объяснить постоянный интерес к его личности. В Череповце есть небольшой музей (пребывающий, правда, чисто на энтузиазме, в нищенском состоянии), а в Вологде открыт силами писателя Владимира Рекшана Первый национальный музей рок-музыки, часть экспозиции которого посвящена СашБашу. И в этом музее находятся колокольчики, те самые, из культового стихотворения-манифеста "Время колокольчиков". Кто не читал, суть такова: если нет возможности ударить в большой колокол, давайте каждый звонить в свой маленький колокольчик.

Колокольчики-бубенцы Башлачёв надевал на руку во время своих выступлений, так сказать, фенечка. История их появления такова: вокалист череповецкой группы "Рок-сентябрь" Олег Хакман забрал бубенчики у своей двоюродной сестры, родители которой привезли их из Индии; СашБашу они так понравились, что он написал своё знаменитое стихотворение. А при чём здесь режиссёр Алексей Учитель, скажете?

В 1986 году Александр Башлачёв после поездок и череды квартирников в обеих столицах окончательно переехал в Ленинград, вступил в рок-клуб. Сегодняшней молодёжи трудно это понять, но в СССР, чтобы трудоустроиться, нужно было иметь в паспорте местную прописку ("регистрацию по месту жительства"), а чтобы прописаться – иметь место работы в этом городе, вот такой замкнутый круг. Никакой "фриланс" был невозможен. Если человек официально не работал три месяца, к нему наведывался участковый и предписывал срочно трудоустроиться, а через шесть месяцев дело передавалось в суд, который выносил приговор за тунеядство с реальной "посадкой" или высылкой "за 101-й километр". По блату, то есть через знакомства, без прописки можно было устроиться работать дворником или на подобную рабочую специальность.

Молодые творческие личности очень любили такие места трудоустройства – по ночам можно было писать стихи или картины. Большими трудами друзей в 1986 году Александр Башлачёв был трудоустроен в Ленинграде в котельную ("Камчатку"). И все эти годы в Ленинграде снимал летопись советского рока режиссёр-документалист Алексей Учитель. Весной 1987 года Учителю 35 лет, уже нужно бы зарабатывать на спокойную жизнь, но режиссёр делает то, к чему лежит его сердце, – снимает документальный фильм "Рок" и Александра Башлачёва. После гибели СашБаша именно группа Алексея Учителя сняла его похороны и сохранила эти исторические кадры.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.