На прошлой неделе рубль обновил максимумы за полтора года к доллару и евро. Уровень 58,2 рубля за доллар вызвал новую волну дискуссий среди экспертов и аналитиков относительно пределов укрепления национальной валюты.

Подогрела интерес к ситуации на финансовых площадках также новость о том, что с начала недели Минфин стал скупать в свои резервы иностранную валюту на объём 6,3 млрд рублей в день. Суть в том, что, пока нефть стоит дороже заложенных в бюджет 40 долларов за баррель, у Минфина есть то, что он считает "сверхдоходами". Он их прячет в валютную кубышку. Если нефть упадёт ниже 40 долларов за баррель, кубышку будут тратить теми же темпами, как и пополняли.

Парадокс ситуации, однако, в том, что при курсе рубля около 60 за доллар как при нефти 40 долларов за баррель, так и при 55–57 долларах за баррель, где цена находится сейчас, бюджет является дефицитным. Бездефицитным бюджет для текущего значения курса рубля становится при 60 долларах за баррель и выше. Дефицит бюджета покрывается из резервов Минфина, тех самых, которые хранятся в валюте. Таким образом, валюта, которую покупает Минфин, должна быть хотя бы частично продана в течение года для покрытия бюджетного дефицита.

Целиком остаться в резервах она может только при самом благоприятном развитии событий, когда нефть будет расти дальше. Понимая этот механизм, следует сделать несколько выводов, которые должны охладить пыл спекулянтов, рассчитывающих на серьёзную корректировку курса.

Первое: интервенции Минфина, хоть и поглощающие формально значительную часть валютных поступлений от экспорта, по итогам года не должны оказать существенного ослабляющего давления на курс рубля в предположении, что нефть не будет расти, а останется в районе 50–60 долларов за баррель. Но они будут препятствовать укреплению рубля, особенно если с ростом нефти бюджет выйдет на бездефицитный уровень, когда баррель нефти в рублях станет стоить более 3600 руб. В противном случае как минимум часть валюты, купленной Минфином, будет продаваться им же для покрытия дефицита бюджета.

Второе: можно предположить, что основные продажи валюты Минфином придутся на второе полугодие, ближе к концу года, когда осваиваются значительные объёмы бюджета. Таким образом, логика Минфина в том, чтобы купить валюту сегодня, когда курс представляется комфортным, и продать во втором полугодии, когда конъюнктура может ухудшиться. Это позволит Минфину заработать спекулятивную прибыль.

Третье: едва ли Минфину понравится ситуация, при которой его интервенции не смогут сдержать укрепления рубля и его валютная позиция уйдёт в существенную отрицательную переоценку. В этом случае стоит ожидать, что Банк России вспомнит о своём намерении нарастить валютные резервы до 500 млрд долларов и подключится к торгам не от лица Минфина, а самостоятельно. Поэтому выход Минфина на валютный рынок стоит рассматривать всё же как ясный сигнал в пользу того, что тренд укрепления рубля близок к концу, хотя некоторый небольшой потенциал укрепления рубля в районе 57,5 руб. за доллар при дальнейшем росте нефти ещё остаётся.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.