Более 50 тыс. зрителей пришли на авиационный праздник памяти А. Покрышкина и не пожалели: 5-часовая программа пролетела как одно мгновение. Всего на авиашоу выступило более 400 участников: от мотопарапланеристов до воздушных акробатов. Однако, как обычно, наиболее увлечённо горожане наблюдали за невероятными номерами спортивной авиации.

– Это что же, девчонки что ли? – выкрикнул кто-то из толпы, увидев пилотажную группу "Барсы". И правда, девчонки. В 2014 году сургутский лётчик Евгений Барсов объединил их и стал тренировать на аэродроме Боровая. Сегодня они вытворяют  в небе такое, что, наблюдая это действо "с земли", в жизни не признаешь в пилотах маленьких хрупких девушек. Однако командир пилотажной группы всё же парень –  Иван, сын Евгения Вячеславовича.

– В вопросах техники, особенно быстрой, сложной и опасной, мужское участие решает многое, – уверена пилот Надия Курмаева. С недавних пор, кстати, она ещё  и мама двоих малышей.  

Евгений Барсов, шеф-пилот пилотажной группы "Барсы"

Пилотировать может любой человек, и наши девчонки яркий тому пример. Некоторые, правда, относятся к этому предвзято, говорят: "Вот, молодые...", а кто же, как не молодые, должен летать? Небо – оно как раз для молодых, потом может быть поздно. Для молодёжи в авиации открыты все дороги, и странно, что заниматься приходят лишь немногие. Некоторые вот мечтают попасть на Формулу-1, но авиация ведь ещё круче! А у вас в Новосибирске такие возможности, такой аэродром прекрасный, что грех здесь не летать! А самое главное, что это невероятное удовольствие – когда летишь, когда заходишь на посадку, это надо прочувствовать. Должны заниматься и дети, и молодёжь, и вы лично в том числе!

Снежана Игнатенко, левый ведомый

Когда люди слышат, что я лётчик, они обычно спрашивают: "С парашютом в смысле прыгаете?" Несмотря на то что СМИ у нас в городе работают хорошо, всё равно до сих пор есть люди, которых этот факт удивляет. И я всегда не без удовольствия рассказываю, что женщин-пилотов на самом деле много и в нашей стране, и за рубежом, и это прекрасно! Кого-то тянет в горы, кого-то в море, меня вот в небо, это что-то необъяснимое. Сидя за штурвалом, я чувствую себя масимально сконцентрированной на полёте и при этом максимально счастливой. Трудно даже привести какую-то аналогию, чтобы описать это состояние, это надо испытать самому.

Иван Барсов, командир пилотажной группы "Барсы"

Как бы странно это ни звучало, в детстве я очень боялся летать.  Меня и затащить-то в самолёт было проблематично. Но как-то раз мы с папой приехали на аэродром, и всё изменилось. Сегодня самое притягательное в полёте для меня – "чувство самолёта". Чувство, что здесь и сейчас ты всё контролируешь и только от тебя зависит, что будет дальше. В авиации, как и в любом другом деле, всегда есть к чему стремиться. Моя глобальная цель – наверное, стать чемпионом мира по спортивной авиации. Так что работы предстоит ещё очень много, и я этому искренне рад.

Виктория Филиппова, правый ведомый 

Если есть возможность просто лететь и наслаждаться видами, я никогда её не упущу. Но в основном мы летаем с какими-либо пилотажными задачами: групповыми (соблюсти маршрут, время и другие параметры для построения фигуры) и индивидуальными (отработка отдельных приёмов). Так или иначе, главная задача любого пилота – выполнить в небе всё, что было запланировано на земле. А для этого нужны регулярные тренировки. Я хочу, чтобы авиация развивалась и чтобы люди видели, что ни в небе, ни под ним нет ничего невозможного. И пока максимум, что я могу дать этому делу, – это время.

Александр Мякишев, заслуженный мастер спорта по высшему пилотажу на спортивных самолётах

Чтобы попасть в авиацию, надо прежде всего иметь крепкое здоровье и огромное желание летать. Любой начинающий пилот обязан пройти медкомиссию, а затем освоить огромный пласт теории: основы аэродинамики, самолётовождения, приборостроения, устройство двигателя и множество других дисциплин, без которых в небе делать нечего. Зачёты сдал – пошли наземные тренировки. На земле ребятам показывают, как садиться, как привязываться, рулить. Затем начинается полёт по кругу: взлёт-посадка, взлёт-посадка.

Кстати, к управлению самолётом сегодня допускают с 16 лет. Раньше допускали с 18. А вот наш Ваня вообще начал летать с 12 лет – под строгим контролем отца, конечно. Уже тогда папа объяснял ему, как что работает, и даже разрешал потихоньку рулить. Самостоятельные вылеты начались у Ивана в 14 лет, сегодня ему уже 19 и он воглавляет целую пилотажную команду. Но притом что управлять самолётом может даже ребёнок, сесть в кабину и почувствовать, что это твоё (а именно в этот момент решается, на каких самолётах ты будешь летать – спортивных или военных), дано не каждому. Вид самолёта снаружи и изнутри вызывает у людей совершенно разные эмоции.

Конечно, мандраж перед вылетом есть всегда. Я за штурвалом с 1981 года и могу сказать, что наличие страха не зависит от того, сколько лётных часов у тебя за плечами. Думаю, так и должно быть –  кто ничего не боится, заканчивает не очень хорошо.

Другое дело, что для пилота важно уметь контролировать эти эмоции. Спустя 12 тренировочных часов он должен вылететь самостоятельно. Не справился – извини, значит, не твоё. В советское время таких просто отчисляли из лётного училища, и люди шли работать техниками, диспетчерами, но уже не пилотами.