Суть акции заключается в том, что любой желающий может пожертвовать сумму, эквивалентную стоимости своего рабочего часа или даже целого дня, на доброе дело. В этом году фонд объявил сбор на год работы проекта "Наставничество". Чтобы рассчитать цену своего рабочего часа и определить размер доната, можно воспользоваться специальным "калькулятором заботы" на сайте деньзаботы.рф.
Изначально проект был запущен в 2014 году во всех детских домах Новосибирской области. С 2017 года началась его реализация в других регионах совместно с фондами-партнёрами.
По словам кураторов фонда, средний возраст детей, которые ждут наставника, – от 13 до 18 лет. Благодаря проекту сейчас в Новосибирске образовано 128 пар "ребёнок – наставник".
ОПЫТ НАСТАВНИКОВ ПРОЕКТА
Степан Черноок, 34 года, предприниматель
"В какой-то момент я начал думать, что мне есть чем поделиться. И, как это часто бывает, запрос, отправленный во Вселенную, вернулся. Это был рекламный билборд на одной из улиц города. Так я впервые узнал о проекте. Мне понадобилось около года, чтобы решиться, и я пришёл в проект. Парня, для которого стал наставником, зовут Назар. Встречи с ним как будто встроились в мою жизнь. Я люблю активный отдых, именно так мы и проводим наш досуг: сноуборд, картинг, боулинг, фитнес-клуб и т. д. Почти все эти виды активностей были первым опытом для Назара. В этом я вижу ряд плюсов. Во-первых, он расширяет кругозор. Во-вторых, ищет наиболее подходящий для себя спорт. В-третьих, ему всегда интересно. Кроме того, во время такого взаимодействия проще завязать разговор. Часто мы беседуем на простые темы, но в процессе появляются зацепки, которые делают обсуждение важных вопросов более серьёзным и осознанным. Например, о том, какие решения в жизни помогают измениться к лучшему и что такое вообще это "лучшее"... Я вижу в этом свою главную миссию как наставника – делать мир лучше. Конечно, единственный верный путь – начать с себя! Когда Назар говорит мне о вещах, которые мы обсуждали на прошлой встрече, с полным принятием, я понимаю, что мои слова достигли цели и стали частью его мышления. Считаю, что нужно постараться стать другом для ребёнка, чтобы помочь разрешить ему ряд важных вопросов о жизни."
Ирена Рюмина 40 лет, технолог
"Я самостоятельно искала примерно такой формат общения с ребёнком. У меня пока нет своих детей, а желание заниматься с кем-то, передать опыт и знания, дарить душевное тепло и заботиться – есть. Рекламу проекта "Наставничество" увидела в интернете, сначала не поверила своим глазам – он точно отвечал моему запросу. Я сразу же заполнила анкету, все заявки на обучение и стала ждать ответа. К счастью, всё получилось. Моей подопечной Валентине 16 лет. Ребёнка подбирают психологи проекта по результатам анкетирования и собеседований. Фото не показывают, поэтому первая встреча происходит почти вслепую для обоих. Это очень волнительный момент. Первое время к ребёнку приезжала один раз в неделю. Позже начала оформлять документы на временную гостевую опеку, чтобы Валю можно было брать домой. Я забираю её на каникулы и длинные выходные в домашнюю обстановку. Дети из детского дома, как правило, не видели нормальных спокойных семей. Проводим с ней вместе время, разговариваем, готовим, что-нибудь сажаем в огороде, катаемся на велосипедах летом и на коньках зимой. Мы беседуем за ужином о прошедшем дне, обсуждаем, что было хорошего и плохого. Девочка меняется, это заметно. Она очень закрытая, интроверт, как и я, поэтому я немного понимаю, что она чувствует. Валя особенно сильно стала меняться, когда я начала проговаривать свои действия от самого начала, вот даже самое простое. Кураторы говорят, что она стала больше общаться со взрослыми, раньше такого не было. Это здорово, и мы все очень рады, что ребёнок меняется."
Марина Нестерова, 32 года, научный сотрудник
"Я пришла наставником в проект больше четырёх лет назад. До этого была волонтёром в 6-м детском доме. Моим подопечным стал Максим. Сейчас он уже взрослый парень, скоро 20 лет, со своими интересами, работой и жизнью. Тогда же Максим переживал не самый простой период, он только пару месяцев как попал в детский дом, ему нужна была поддержка. Наставник – это прежде всего поддержка, безусловное принятие ребёнка (не его поступков, а его личности). Можно обсуждать проблемы в поведении, выражать своё видение, делиться своим мнением и представлениями о нормах, показывать на собственном примере, но при этом быть на стороне ребёнка, особенно в конфликтных ситуациях, когда он нуждается в этой поддержке. Как говорит Петрановская, нет плохих детей, есть плохое поведение. И детям из детских домов как раз не хватает такого принятия. Даже сейчас, когда Макс взрослый и самостоятельный, он знает, что всегда может мне позвонить. Я всегда сначала помогу, а потом выскажу всё, что думаю по этому поводу. У нас стандартное времяпрепровождение: как правило, мы встречаемся в выходные, гуляем, едим что-нибудь вкусное, ходим в кино. Ну и, естественно, болтаем. Не уверена, что прям сильно повлияла на жизнь или на характер Максима. Но есть несколько звоночков, которые греют душу. Он прочитал первую книгу в жизни, а ещё стал менее конфликтным, научился контролировать эмоции. Секретами особо не делился, но предпочитал сам говорить мне о своих косяках. Ну и про девочек своих периодически рассказывает."
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Валентина Мельченцева, психолог проекта
С точки зрения психологии – в чём основная польза наставника для ребёнка?
В его жизни появляется значимый взрослый. Его личный друг, с которым можно общаться на любые темы, советоваться. Дети доверяют наставнику то, что не могут обсудить с воспитателями. Есть кому задать волнующие их вопросы. Многие становятся спокойнее и уравновешеннее, они могут опираться на наставника, легче переносят кризисные моменты.
Какие задачи стоят перед наставником?
Принимать ребёнка таким, какой он есть, поддерживать его в любой ситуации. Показывать многогранность этого мира, альтернативную точку зрения. Многие учат детей распознавать свои эмоции и управлять ими. Социальная часть тоже важна – ориентироваться в городе, пользоваться стрелочными часами, планировать расходы, вести бюджет. После выпуска из детского дома наставники помогают адаптироваться в новых условиях. Общение должно строиться на дружбе и доверии, где взрослый несёт ответственность за безопасность младшего друга.
Есть ли обратная сторона медали: например, если наставник перестанет приходить к ребёнку, не испытает ли тот стресс, не разочаруется ли ещё больше?
Это один из главных рисков, которые мы стараемся предотвратить. Поэтому мы уделяем много внимания подбору пар и обучению наставников. Для ребёнка это большое разочарование, причём в самом себе, очередное подтверждение, что он никому не нужен и его не за что любить.