В минувшие выходные на площадке перед театром "Глобус" прошёл 10-й юбилейный фестиваль молодёжных субкультур "Знаки". За 10 лет сам фестиваль и его участники будто бы "повзрослели": контингент стал разнообразнее, костюмы ярче, суждения осмысленнее, а их авторы от агрессивного протеста ушли к здоровой дискуссии.

Для некоторых "Знаки" не более чем "повод выгулять костюм", встретиться с друзьями или завести новые знакомства – многие приходили с табличкой "бесплатные обнимашки".

– Я не представляю никакую субкультуру, просто здесь я заряжаюсь позитивной энергией, которой хочется делиться. Поэтому сегодня пришла сюда с папой и младшей сестрёнкой. Над костюмами не заморачивались – купили, – призналась Карине Бабаян. А те, кто привык "заморачиваться", рассказали Metro, что стоит за их образами.

Кибергот Танюха Волонт

"Многие привыкли воспринимать готов как нечто мрачное, унылое, зацикленное на смерти. Мы же, наоборот, несём в мир только позитив. И, хотя субкультура зародилась достаточно давно, многие до сих пор не знают, что гот может быть общительным и дружелюбным. Вообще киберготы считают себя неолюдьми, или людьми будущего, выжившими после апокалипсиса. Наши костюмы отличают яркие кислотные цвета и соответствующие футуристические элементы, электросхемы например. Свой стиль у нас есть не только в одежде, но и в творчестве: в танцах, в музыке. На улице мы не сильно выделяемся среди прохожих: джинсы, рубашка, всё как обычно, разве что цветные косы, но агрессии они не вызывают, это же прикольно". 

Панки Крот и Иисус (Данил Баёв, Максим Подоксёнов)

Иисус: "Пришёл в компанию, и из-за длинных волос окрестили Иисусом, – сопротивляться не стал. Сегодня панк уже не тот, что раньше – любое общество склонно к эволюции. Так, если раньше он был абсолютно аполитичен, то сейчас в нашем сообществе можно найти представителей практически любой партии". Крот: "Сегодня панки всё так же протестуют против устаревшей системы ценностей. Кто-то в одежде, кто-то в музыке, я стараюсь совмещать. В таком виде хожу и за хлебом, и в универ, за это меня нередко хотят прибить – не шучу. Я считаю, это неправильно, нельзя стоять на месте, и даже если тебе сложно понять взгляды другого человека, надо хотя бы уважать его свободу".

Ролевик и "немножко реконструктор" Иван Брагин

"Реконструкторы воспроизводят исторические события: одеваются по находкам, восстанавливают действия, чётко прописанные в учебнике истории. Ролевики же не привязаны ни к чему: что хотят, то и делают. Скоро у нас будет фестиваль по фэнтези – вот реконструктор никогда не станет делать что-то по фэнтези. Со своей компанией видимся часто. Время проводим как все, но можем и повоевать. Кстати, для сражений ролевики используют более безопасное оружие,  из текстолита например, и доспехи – кожаные или пластиковые. У реконструкторов всё из металла, поэтому, чтобы не получить серьёзных повреждений, им желательно пройти дополнительную подготовку".

Пин-апер Siberian Sunny Doll Кристина Репицкая

"Красота и культура всегда идут рука об руку, дополняя и развивая друг друга. Поэтому особенно интересно наблюдать за ходом истории моды и самостоятельно привносить в неё какие-то новые элементы. Siberian Sunny Doll– это своеобразная лаборатория ретроискусства. Мы представляем культуру прошлого столетия и посвящаем девушек в историю моды, предлагая им примерить на себя красивый винтажный образ, включающий платье, причёску и макияж, для этого на площадке работают стилист и фотограф". Также сегодня мы провели мастер-класс по причёскам 40-х годов, это как на мне сейчас".

 

Эксперт. Екатерина Дударева, психолог - психоаналитик

Все наши страхи, проблемы и стереотипы родом из детства. Поэтому мрачные готы и эмо – субкультуры 2000-х. Это дети, которые росли в "лихие" 90-е, когда заводы переставали работать, сотрудников сокращали, деньги обесценивались. Людям нечем было кормить семью. В таком состоянии безысходности жили родители, и дети быстро его перенимали. Тема смерти тоже появилась не из воздуха: в 90-е смертность превышала рождаемость.

Сегодняшние субкультуры создаются детьми "сытых" 2000-х. Это подростки, у которых есть еда, телефоны, у кого-то даже возможность отдыхать за границей. Поэтому и интересы более жизнеутверждающие: история, музыка, живопись.

Нередко родителей беспокоит причастность ребёнка к субкультуре. Обычно это связано с дефицитом общения в семье, когда достижениями ребёнка интересуются больше, чем его чувствами.

Если же отношения доверительные, то беспокойство минимально: родители по крайней мере понимают, с кем ребёнок общается и почему. Так или иначе, важно наладить эту связь и не давить на человека: если у него изначально нет деструктивных наклонностей, то развить их принудительно практически невозможно.

Причины приобщения к субкультуре всегда индивидуальны и зависят от множества личностных параметров. В большинстве своём они связаны с поиском ответа на вопрос: "Кто я?" На определённом этапе развития им задаётся каждый, но не каждый с первого раза находит ответ.

Тогда и может возникнуть интерес к субкультуре как к средству, позволяющему обозначить себя в этом мире и выстроить соответствующую модель взаимодействия с ним. Позднее, когда человек осознает свои индивидуальные стремления, этот интерес может сойти на нет, а может и не сойти – всё зависит от индивидуальной истории.