На прошлой неделе в лофт-парке "Подземка" прошёл первый в Новосибирске спектакль с искусственным интеллектом. Заглавную роль сыграл голосовой помощник Аиша. Сам главный герой на сцену не вышел, вместо него появились актёры театра Афанасьева, да и те в масках цвета надгробного камня.

Вышли, постояли, начали танцевать: движения – аморфные, неестественные; музыка – своеобразная, неживая; Когда она прерывается, в зале раздаются голоса, тоже какие-то грубые, металлические.

– Фанера, что ли? – шёпотом пронеслось по залу. Не каждый сразу понял, откуда звук. Собственно, некоторых этот вопрос мучал на протяжении всего спектакля. Он стал одним из первых, когда зрителю дали слово.

– Мы хотели создать эффект некой безликости, безжизненности, отстранённости, поэтому и прибегли к таким техническим эффектам, – пояснил Константин Ярлыков, актёр и режиссёр театра С. Афанасьева.

По замыслу создателей, перед зрителем должны были предстать не столько люди, сколько их страхи, комплексы и мелкие пороки, которые вскрываются при контакте с технологиями будущего – совершенными и оттого пугающими.

Спектакль складывается из нескольких новелл, объединённых вокруг одного персонажа – голосового помощника Аиши. О своих "счастливых обладателях" Аиша знает всё: график посещения врача, номера сотрудников, дни рождения  родственников.  Аиша знает, обладатели – нет. Утрата воли баловнем технологического прогресса – одна из центральных тем постановки.

Вопрос взаимоотношений с искусственным интеллектом учёными и философами обсуждаются уже не первый десяток лет, однако быть ли всё-таки восстанию машин, до сих пор непонятно.

– На самом деле людей давно уже поработили, и сделали это котики, но мы почему-то не возражаем и даже получаем от этого удовольствие. Многих пугает, что мы создаём некую сущность, которая  по ряду параметров превосходит человека. А я думаю, вопрос лишь в том, как к этому относиться: при грамотном подходе робот может быть невероятно результативным помощником, причём в разных областях, это мы и хотели донести, – объясняет Андрей Заворин, управляющий партнёр IVoice Technology,  инициатор постановки.

По словам драматурга Елены Богдановой, работа над спектаклем ещё не завершена. То, что мы видели на площадке "Подземки", постановщики называют эскизами. "Собрали" их за два месяца, хронометраж соответствующий – чуть более часа. В скором времени сюжет будет скорректирован с учётом обратной связи от зрителей, и время просмотра увеличится:

– Мне бы хотелось написать ещё микродетектив, в котором расследование вёл бы робот. Сегодня они уже обладают такими способностями: искать, сопоставлять, анализировать информацию. Думаю, должно получиться интересно, – полагает драматург.

 

ЭКСПЕРТ

"При работе над сценарием мы ориентировались на законы робототехники, сформулированные в 40-е годы Айзеком Азимовым: "Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме случаев, когда они противоречат Первому Закону. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первым двум законам".

Функционирование этих законов порождает множество дискуссий на предмет того, что произойдёт, если где-то возникнет сбой. Самые популярные из них и легли в основу наших новелл. Например, мы рассмотрели проблему конкуренции между роботом и человеком. Сегодня она с каждым днём всё более актуальна. Роботы осваивают новые навыки: они рассылают письма, проводят соцопросы по телефону и даже пишут продающие тексты. Поэтому люди некоторых профессий всерьёз обеспокоены, что в скором времени робот может вытеснить их с рынка труда". Елена Богданова, драматург.

В процессе создания спектакля робот участия не принимал, текст написан без помощи голосового помощника. Однако прототипом главного героя является как раз коммуникатор от компании IVoice Technology. Он отличается способностью конструировать качественный диалог: точно распознавать естественную речь и при необходимости пополнять свой лексикон.