Муж – главный человек в доме. Вы согласны или возмущены? Таксист напал на девушку во время поездки. Сама виновата или он маньяк? Беременная женщина в вагоне метро. Уступите место? А осудите тех, кто не уступит? Как мы должны поступать в конфликтных ситуациях? Или никто никому ничего не должен?

На такие темы предлагают порассуждать создатели нового для Новосибирска жанра – форум-театра. Молодые актёры, режиссёр Варвара Попова и психолог Светлана Лысенко выбрали для своего второго спектакля, который состоялся на прошлой неделе в "Мастерской Крикливого и Панькова", тему равноправия.

Нет костюмов, минимальный реквизит. В центре небольшого зала – невысокая сцена, зрители сидят по обе стороны от неё.

Режиссёр и актёры "в штатском" выносят на обсуждение реальные ситуации из жизни людей, которыми последние поделились специально для проекта. Зрителям предлагается обсудить, кто прав, кто виноват и как стоит поступать в подобных случаях.

Сначала многие скромничают, но чем острее социальная проблема, тем сильнее накаляются страсти среди самих зрителей. Так, например, история о формировании семейного бюджета и скандалах на этой почве вызвала скорее улыбку и зрители быстро сходятся во мнении, что это дело каждой отдельно взятой пары, лишь бы им было комфортно.

Зато история об избиениях беременной женщины, которая была уверена, что живёт в счастливом браке, а по факту годами подвергалась побоям, вызвала неоднозначные комментарии. Кто-то предложил искать правды в правовом поле, кто-то считал, что не учитывается мнение второй стороны, кто-то предположил, что она сама напросилась... Палемика была жаркой.

 Metro решило узнать у авторов проекта подробности об идее и целях форум-театра.

 

 СВЕТЛАНА ЛЫСЕНКО, ПСИХОЛОГ

– Как вы попали в проект?

– Мы с Варварой параллельно подали заявки на участие в лабораторию театрального фестиваля ХАОС, обе прошли и вместе придумали проект. Это первый форум-театр в Новосибирске – такой формат в городе до нас никто не делал. Это социальный театр, хотя любой театр социальный, но здесь суть в том, что зрители – полноправные участники показываемых историй. Любой человек может прийти и рассказать свою.

Вообще этот жанр был придуман в Бразилии. И мне, как психологу, очень близка эта тема, потому что в оригинале это "психотерапия для бедных", когда один человек приходит и говорит о своей проблеме, а зрители предлагают свои решения и спрашивают, пробовал ли он так сделать. Там же есть артисты, которые отыгрывают услышанное и показывают, почему это работает или не работает.

Вообще нам всем легко друг друга обвинять, легко говорить, как надо поступать. Но когда ты рассказываешь свой опыт, ты можешь проанализировать, всё ли ты попробовал или почему ничего не делаешь. Это очень важный способ увидеть, что наш мир не плоский и все ситуации многогранны.

– Все спектакли про разное?

– Каждый раз будет новая мысль. Вы видели, какое большое участие принимают зрители. И каждый раз для нас это сюрприз. Мы показываем: смотрите, у нас в обществе вот такая проблема. А что мы – каждый из нас – реально с ней делаем? Ведь в интернете под любой статьёй пишут: "сами виноваты", "это правительство виновато", "это американцы виноваты". Мы можем выплеснуть свою реакцию вот так, дома у компьютера, совершенно  неадекватно. Или на улице. Но разве это решает проблему?

– В чём послание сегодняшней постановки?

Для меня главная задача – это показать, что важно научиться говорить друг с другом. И вторая глобальная мысль – что "сила" не равно "насилие". Мы все можем говорить, мы можем долго решать проблему, с разных ракурсов обсуждать её и при этом оставаться максимальными пользователями своей прифронтальной коры, не доходить до драки или выпадать из культурного контекста. Нужно учиться "быть" с проблемой и одновременно находиться в этом поле, где возможны изменения. Сегодня мы поучились говорить на сложные темы – вот это очень важно.

 

ВАРВАРА ПОПОВА, РЕЖИССЁР

– Как появилась идея проекта?

– Она зародилась во время лаборатории на фестивале ХАОС. Наши кураторы Миша Патласов и Алина Шклярская посоветовали нам обратиться к этому жанру, когда мы захотели сделать спектакль на тему школьного буллинга (травли) и дискриминации внешности. Мне очень эта идея понравилась, потому что я люблю социальный театр, документальный театр, мне это всё очень близко. Я вижу проблемы, которые есть в обществе, и мне хочется заниматься этакой художественной "агитацией". Даже если сегодня в зале было около 40 человек, что, кажется, немного, но если у этих 40 человек что-то перевернулось в сознании во время спектакля, то это прекрасно. Всё начинается с малого.

Есть пул тем, которые мне сейчас актуальны и интересны. И я считаю важным высказываться на эти темы. В этот раз была тема равноправия, в прошлый раз была тема буллинга, в процессе которой мы перешли к теме школьного образования и восприятия человеческой внешности, мифа о красоте. Это всё витает в воздухе, но когда это уже сформулировано, то с этим можно что-то делать.

– Какой будет следующая тема?

– Домашнее насилие. В спектакле будут задействованы непрофессиональные артисты – люди, которые это пережили в реальной жизни.

Каждый раз форум-театр будет иметь свою форму общения со зрителями. Прошлый (про буллинг. – Прим. ред.) был построен по совершенно другой (чем спектакль про равноправие) схеме: сначала была театрализованная часть, а уже потом форум со зрителями. Мы экспериментируем, и этим мне ещё больше нравится такой формат. Я, как молодой режиссёр, могу себе это позволить – нет никаких рамок. Возможность выразить свою человеческую позицию здесь для меня более реально, чем в каком-то другом спектакле.

– Не боитесь неадекватной реакции со стороны зрителей?

– Я не боюсь, я понимаю, что это такой провокационный проект, и мне, наоборот, это нравится. Мне не нравится та ситуация, когда мы пришли, комфортно расселись на стульчиках и нам что-то показали. Мне хочется исследовать.

Мне кажется, что сейчас людям категорически не хватает нормальной коммуникации. Не срач в интернете, где все друг друга оскорбляют. Когда не вижу, я по-другому себя виду.

А здесь – глаза в глаза. По сути это что-то первобытное: когда община решает, как всем жить дальше. И хотя форум-театр появился в 60-е годы прошлого века, по сути это такой "первобытный" театр в хорошем смысле слова, близкий к нашим глубоким инстинктам, к корням. Мы здесь тоже "община", и мы решаем какие-то насущные для нашей сегодняшней жизни вопросы, а не далёкого Шекспира, хотя ничего плохого не хочу сказать про Шекспира (улыбается).  Просто сейчас у меня другая область интереса.

Форум-театр – это момент живой коммуникации, когда видишь глаза других людей. Когда сидит мужчина и говорит "она его спровоцировала" (про избитую мужем беременную женщину. – Прим. ред.), я сразу включаюсь – эмоции… Когда я читаю что-то похожее в интернете – это одно, а когда вот здесь сидит живой человек, не бот и говорит эти слова, сразу появляется другое восприятие, другое понимание проблемы вообще.

У нас нет задачи составить какое-то однозначное мнение. Мы не выступаем этакими учителями, которые знают, как надо жить, как надо действовать. Мы находимся в процессе. Для меня это что-то живое, что может быть только в театре, чего нельзя сделать в интернете, кино, книге. Потому что там это уже записано. А здесь действительно идёт процесс, когда люди каким-то образом соединяются друг с другом. Мне кажется, что этого категорически не хватает.

Боюсь ли я, что когда-нибудь негатив выльется в драку? Честно скажу, я не боюсь этого, но я про это думала. Особенно когда речь идёт о таких темах, как равноправие – они всех касаются и как будто "горят". Всякое, наверное, может быть. Но опять же, меня это не пугает, потому что уже столько всего в театре происходило! Да даже вот недавно на фестивале ХАОС нам показывали Достоевского, где по сцене бегали голые люди… Для кого-то это было недопустимо – они вставали и уходили из зала… Для них это был огромный выход из зоны комфорта. Но мне кажется, мы не обретём ничего нового, если не будем себя из этой комфортной зоны вытряхивать. Какими методами, какими способами – каждый решает сам. В этом есть мой элемент познания себя, зрителя, социума в целом.

– Не кажется ли вам, что те люди, которые интересуются саморазвитием и которые приходят на ваши проекты, так или иначе задают себе эти вопросы, а те, кто строчит гневные комментарии в интернете, просто никогда не дойдут до форум-театра, т. к. они в принципе не хотят ни в чём разбираться? Как до них "добраться"?

– Будем масштабировать проект, конечно. И нет такого, что мы приглашаем только каких-то особенно осознанных людей. Нет. Мы ждём всех.

Даже на том же форум-театре про буллинг многим казалось, что это вообще далёкая от них проблема. Они увидели незнакомое название – "форум-театр" – и просто пришли посмотреть что-то новое. Но в процессе форума и после него ко мне подходили люди и говорили, что они забыли о том, что у них в детстве был буллинг и это реально сильно на них повлияло. Вдумайтесь: люди только на спектакле задумались, как это повлияло на них. Зачастую люди не рефлексируют на эту тему. И это очень важный момент. А в ходе обсуждения мы вышли на то, что в этой проблеме есть учителя, родители, есть третья сила. И да, если тебя травили в школе, ты уже ничего не можешь с этим сделать. Но вот сидит подросток, который учится в школе сейчас. И хочется верить, что теперь, когда он увидит, как кого-то унижают, он уже отреагирует, ведь на форуме он видел, как негативно буллинг отражается на жизни жертв.

Я точно знаю, что есть люди, которые после спектакля смогут посмотреть на эти проблемы другими глазами. Мы не навязываем свою точку зрения, мы задаём вопросы. И возможно, что человек такие вопросы не задаёт себе в жизни. Например, когда я начала заниматься этим проектом, я выяснила, что есть миф о красоте. И это сильно облегчило мне жизнь. Но это мое личное исследование. А я хочу, чтобы мы ещё проводили такое исследование все вместе.