В городе Верхняя Салда Свердловской области, где расположен промышленный гигант «ВСПМО-Ависма», выпускающий титан для боингов и космических кораблей, областные власти вот уже который год строят особую экономическую зону «Титановая долина», заманивая туда инвесторов со всего мира. А тем временем местные коммунальщики решили вернуться на 100 лет назад. Сотрудники управления ЖКХ пересели со служебных машин на лошадей. Живой транспорт, оказался, дешевле и быстрее.

Теперь Стрелка, так зовут кобылу орловской породы, вместо детей в парке, катает слесарей-сантехников на вызова. Карету к участку подают в 8 утра. Рабочие грузят в повозку инструмент. Сварочное оборудование, газовые баллоны и канализационные трубы крепят к деревянному коробу. Учиться навыкам управления лошадьми ремонтникам не пришлось. Управляет коммунальной конницей кучер. Поцокивая, Стрелка медленно направляется по указанному адресу, где коммунальщики должны поменять трубы в подвале.

- У нас машин мало на весь город. Часто приходилось созваниваться, договариваться с водителями, терять время, - рассказывает мастер участка Алексей Фролов. - А сейчас мы в любое время можем сесть на лошадь и поехать на заявку. Жильцы нас долго не ждут. Аварию мы можем устранить по первому звонку, а никогда приедет транспорт.

Пока руководство ЖКХ заключило договор с местным конным двором на аренду двух лошадей. Одна выходит на работу ежедневно с 8 до 17 часов, вторая помогает на случай экстренных вызовов. Пересесть с автомобильного транспорта на гужевой заставили непростые экономические условия. Коммунальщики подсчитали: в год на содержание бортового УАЗика, уходило в районе 1 миллиона рублей. Плюс бензин, ГСМ и зарплата водителю - не меньше 15 тысяч рублей. В Верхней Салде работают 8 ремонтных бригад, которые занимаются устранением текущих и экстренных аварий. Чтобы их обслужить необходимо как минимум, две машины.

- 20 лет назад в коммунальном хозяйстве Верхней Салды использовали лошадей, - вспоминает Демид Ищенко, директор МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство", - Мы подсчитали, на содержание одной лошадки мы тратим всего 120 тысяч рублей в год. Это почти в 10 раз дешевле эксплуатации автомобиля. К тому же, в случае поломки чинить повозку в разы дешевле, чем тратиться на ремонт машины. Да, и сотрудникам удобнее, не надо на себе переносить тяжелые материалы от одного адреса к другому.

Лошадь - экологически чистый вид транспорта. Ее не надо заправлять бензином. Она не загрязняет воздух выхлопными газами. А работать со Стрелкой одно удовольствие, говорит кучер Андрей Савченко. Она не прихотлива, легка в обращении, отличается кротким нравом. В отличие от автомобиля, Стрелка может пройти, даже по самым трудно доступным местам. И выйти на работу в сильный мороз. В это время часто происходят коммунальные аварии - от холода перемерзают трубы. Автомобиль при минус 30 градусов, может не завестись, а Стрелка не подведет.

Извозчик с гнедой кобылой изучили все городские маршруты. Коммунальная конница старается ездить по тротуарам, чтобы не мешать автомобильному движению. Местных жителей, особенно детей - это приводит в восторг. Когда Стрелка едет с вызова налегке, она может даже прокатить малыша. А вот автомобилисты повозку на дороге недолюбливают.

- Я стараюсь ездить по правилам, - говорит возчик конного двора Андрей Савченко. - Но иногда бывает негде проехать, мне приходится выезжать на дорогу. Скорость у Стрелки не большая - максимум 7 километров в час, поэтому мы создаем помехи. А водителям надо, как можно быстрее проскочить. Начинают сигналить, пугать лошадь. Я их стараюсь пропускать, но не всегда нахожу понимание на дороге.

Но несмотря на это, возвращаться к металлическим коням коммунальщики Верхней Салды не собираются.

Цифра
120
тыс. руб. в год – во столько обходится Управлению ЖКХ 1 лошадь. На содержание уазика уходил 1 млн руб. в год.