Слепой водит по городу зрячих с закрытыми глазами.

У них всё, не как у инвалидов: и деньги зарабатывают, и на яхте ходят, и пользу приносят здоровым. Чтобы проверить в действии их тренинг, корреспонденты Metro сами на время «ослепли».

В мае яхтенный экипаж из Екатеринбурга занял 2 место на парусной регате «Банзай» в Турции. Ребята уступили победителям всего треть корпуса судна. Но рукоплескали им даже больше, чем победителям: из девяти его членов четверо – незрячие.

Для слепого капитана Олега Колпащикова это был уже седьмой выход в море, до этого он ходил под парусом в Хорватии, Таиланде, Средиземном и Северном морях, на Кубе и Байкале. Регата была для Олега лишь тренировкой: в 2015 году Колпащиков намерен со своим «инклюзивным» экипажем (здоровые + инвалиды) совершить «кругосветку» на яхте!

Мы встретились с этим удивительным человеком, чтобы понять, что им движет и как всё это возможно. Олег потерял зрение в аварии несколько лет назад.

– У слепых несколько стадий адаптации, – рассказывает Колпащиков. – Сначала человек сильно переживает,  выпивает, потом привыкает и лечится, затем бросает лечение и смиряется. Про последнюю стадию никто не говорит – это когда человек полюбил новый мир.

Для Олега переломным стал момент, когда он научился ходить с тростью. Помог ему в этом слепой Михаил Войцеховский, который каждый день к 8 утра ездит на работу в Екатеринбург из соседнего города Ревда.

– Хождение с тростью - шикарный тренинг доброжелательности, - считает Олег. - Нужно быть открытым миру, доверять людям - иначе не получится! Если будешь злиться и обижаться - свалишься куда-нибудь и все.

Сегодня у Олега свой бизнес, красавица-жена, кабинет на 10-м этаже офисного центра и куча друзей по всему миру. Он не особо жалует инвалидов-бездельников («попрошайки в пробках и то лучше – хоть что-то делают!») и проводит тренинги для зрячих «Путешествие между мирами».

– Парадокс, но у нас благодаря инвалидности есть свои сильные стороны, – поясняет Колпащиков. – Во-первых, огромная мотивация. Если какого-нибудь человека (например, бизнесмена, у которого плохо идут дела) посадить к нам, в наш позитивный экипаж на яхту, через несколько дней он выйдет совершенно счастливым! Во-вторых, мы можем помочь человеку открыть внутренние возможности, прикоснуться к новому миру – к своему же, но ранее закрытому для него.

Корреспонденты Metro решились на этот эксперимент. Перед началом Олег даёт инструкцию фотографам:

- Главное – не вмешивайтесь, даже если вам покажется, что мы на грани катастрофы. Еще никто во время такой прогулки не попал под машину или поезд. У слепых совершенно другие механизмы безопасности, и вмешательство порой может наоборот только навредить.

Первой на слепую прогулку решается наш фотограф-стажер Ксения Хлонова. Поначалу у нее паника: видно, как девушку трясет! Но Олег помогает Ксюше справиться со страхом, потом учит, как обращаться с тростью: видно, как постепенно у нее проявляется интерес. Ее прогулка заканчивается после того, как пара невидящих переходит на перекрестке через дорогу.

– Это удивительно! – делится впечатлениями фотокор Ксения. – Теперь смотрю на мир новыми глазами! Мировоззрение действительно поменялось.

Теперь моя очередь. Задание предстоит чуть более сложное: не только пройтись по улицам, но и спуститься в метро и проехать на нем одну станцию. Впечатление от слепой прогулки - действительно как в другом мире: много новых запахов, ощущений. Красивые девушки – это цокающие каблучки.

– Добрый вечер! – здоровается с ними Олег.

Ориентироваться в пространстве помогает трость.

- Вот асфальт, а это тротуарная плитка. Чувствуешь разницу? – спрашивает слепой поводырь.

Какая-то женщина помогает нам перейти дорогу, но, заметив невдалеке фотографов, восклицает:

- Вы меня разыгрываете! Наверное, это «Скрытая камера!»

- Ничего подобного, я на самом деле слепой, - отвечает Олег.

- А я сейчас действительно ничего не вижу, - добавляю я. – Но вы все равно улыбайтесь: камера снимает!

Спускаемся в метро. После турникета находим тростью металлические перила,  а рядом с ними под рукой (очень удобно!) – поручень эскалатора. Выход с него оказывается неожиданно легким. А вот нахождение на перроне – страшным: в какой-то момент рука с тростью уходит в пустоту: там уже рельсы.

- За метр до края идет тактильная линия, чувствуешь? Но она совершенно не ощущается, - поясняет Олег. – Лучше бы они делали ее из металла, каким закрывают кабель-канал. Во-первых, он ребристый, во-вторых, дает четкий металлический звук!

– А как мы найдем двери у поезда? – спрашиваю я.

– Сейчас узнаешь!

Когда подходит поезд, нас чуть ли не вносят нас в вагон.

– И так в 97 процентах случаев!  - смеется Олег. - В метро невозможно проехать, чтобы не помогли!  У нас в городе вообще очень отзывчивые люди!  Иногда хочется прогуляться в тишине, в одиночестве - не получается! Но я никогда не отказываюсь от помощи, даже если она мне не нужна. Ведь я знаю: многие люди чувствуют себя лучше, если помогут инвалиду.

Наконец финиш: снятие повязки и резкий, режущий глаза свет. Ловлю себя на мысли, что теперь по-другому отношусь к слепым: раньше, хоть и с уважением, но все равно считал их неполноценными. Теперь понимаю, что у них просто свой мир.

- Некоторые считают, что с инвалидами надо быть на равных, но это тоже неправильно, - говорит Колпащиков. – К ним надо относиться, как к людям из другого мира, но со своими богатствами. Здоровым надо научиться пользоваться инвалидами, а инвалидам – быть позитивными, открытыми миру. Не сидеть дома, сложа ручки, а чего-нибудь делать. Парадокс: чем более самостоятельный инвалид – тем больше ему помогают!

ЦИТАТА

«Инклюзия – это когда инвалиды вместе со здоровыми используют сильные стороны друг друга».

Олег Колпащиков,
Президент социального движения «Белая трость», бизнес-тренер, яхтсмен.