Сносить нельзя оставить. После многолетних разбирательств между буддийским монастырём на вершине горы и комбинатом, который строит там карьер, монахи готовятся к военным действиям с применением авиации.

Буддийский монастырь на вершине горы Качканар давно уже стал одной из главных туристических изюминок Урала. Его нет в официальных справочниках, но сюда едут тысячи путешественников со всех концов России и мира.

Основал его в 1995 году бывший спецназовец КГБ Михаил Санников. Потомственный военный (его отец и дед тоже служили в советской контрразведке), в Афганистане Михаил командовал разведгруппой.

В 1987 году отставной капитан КГБ принял буддизм, получил новое имя Тензин Докшит и уехал учиться в Монголию. В 1995 по указанию духовного наставника он основал первый на Урале буддийский монастырь Шад Тчуп Линг («Место практики и реализации»). Вот уже двадцать лет он ведёт стройку, поднимая в гору всё на себе. С годами у него появились ученики, а сам Михаил стал Ламой.

Чтобы узнать, как дела у буддистов и не выселили ли их ещё с горы, корреспондент Metro отправился в Качканар.

Дорога в небо
Попасть в монастырь – уже испытание. Сначала надо через лес обойти пост охраны ГОКа, который не пропускает никого без специального пропуска. Потом 8 километров  в гору. Подъём настолько крутой, что к середине пути  хочется лечь и проклясть всё на свете. Но потом открывается второе дыхание, а когда в лучах солнца видишь среди скал на вершине постройки – начинаешь от радости скакать по камням, как сайгак.

На входе во двор тебя встречает громким лаем свора собак. Тут же на улице работают несколько мужчин-монахов. Один из них провожает меня в маленькую  библиотеку-кухню, где дым – коромыслом. На полу, окружённый молодыми учениками, сидит бородатый мужичок с сигаретой во рту.

– Ты – репортёр? Ребята, тащите нож! – шутит  он. – Ладно, скажи мне, в одном предложении два раза слово «Вы» – это плохо или нормально?

Лама Докшит пишет очередное письмо «турецкому султану» – управляющему директору Качканарского горно-обогатительного комбината Боброву.

– Пропуск на проезд через охрану мне выдали, а груз и стройматериалы провозить не дают! – жалуется наставник.

Война за место на горе Руду на горе Качканар нашли ещё в 50-е годы, но всё это время ГОК копал соседнее, Гусево-Горское месторождение. Сегодня запасы руды там на исходе, и комбинату срочно нужна новая сырьевая база. Проект по разработке горы Качканар уже готов. В планах ГОКа – сперва срыть половину горы Качканар, затем  построить на её месте карьер. Вершина затронута не будет, но она попадает в санитарную зону и по всем техтребованиям люди там находиться не смогут.

И Качканарский ГОК, и местная администрация не раз предлагали монахам перенести монастырь, обещали  помощь в переезде, но те покидать гору отказываются. Прошло множество судебных разбирательств, и все суды (за исключением одного) монахи проиграли. По российским законам и по решению судов они обязаны освободить землю на горе.

Но у буддистов свои законы: монастырь должен стоять там, где его основали, а ступы (небольшие сооружения вроде часовен) священны и не могут быть перемещены.

– Переезжать не будем! – твердо заявляет Лама Докшит.

Конфликт между горно-обогатительным комбинатом и буддистами давно уже вышел за пределы городка: проблему даже пытались решить в правительстве области! В самом Качканаре множество  людей симпатизируют самоотверженным буддистам, но большинство населения всё же на стороне комбината, который даёт жизнь всему городу.

Первые взрывы на горе должны были прозвучать ещё год назад, но свои коррективы внёс кризис: металурги отложили планы до 2017 года. Однако буддистам всё чаще напоминают: когда уже покинете территорию?

Те в ответ заявляют, что будут защищать монастырь силой.

– Любую попытку разрушить культовое сооружение я буду расценивать как терроризм и первый приму меры, – грозится Лама Докшит. – Я в Афганистане танки переворачивал и людей убивал, так что знаю, как защищаться.

В воздух!
Планы монастыря Лама расписал на 300 лет вперёд.

– К нам постоянно приезжают толпы туристов, человек 50 в неделю минимум, – говорит он. – Едут из Японии, Европы, Америки. Для них надо построить отдельный домик, а то все не влазят уже!

Недавно буддист решил построить дирижабль. Если монастырь попытаются снести, он и ученики будут недосягаемы и мобильны в воздухе. Ну и можно будет с воздуха стройку продолжать.

– У меня три высших образования, одно из них техническое, – объясняет Докшит. –
Идея дирижабля уже на бумаге, дальше дело техники.

Буддист консультировался в Екатеринбурге с экспертами в области воздухоплавания, и они поддержали его проект.

– Мой дирижабль будет способен поднять более 100 тонн груза, – гордо заявляет Лама. – На нём я смогу безвылазно месяц-два жить на высоте до 10 тысяч метров.

Аппарат будет выполнен из сверхлёгких и прочных материалов, включая новейший пластик и самолётный алюминий. Сроки назначены: через 27 месяцев монахи должны уже плавать по воздуху. Строить судно монахи собираются на пожертвования (они всегда были, а на такое дело уж точно найдутся!).

– На дирижабль можно будет и бомбу поднять – тонн 20 навозу! – замечает Лама. – Сброшу его с большой высоты на них для удобрения!

Лама настроен серьёзно. А в том, что воевать он будет не один, можно не сомневаться: дисциплина в монастыре – как в армии, распоряжения Ламы монахи и практикующие миряне выполняют беспрекословно.

– С коровой надо решить, что делать, – размышляет настоятель. – На всю зиму ей сена на горе не напасти! Гусям домик надо перенести. Ещё xочу второй квадроцикл собрать, если получится. Дел много!

Когда я засобирался домой, Лама предложил подвезти меня на квадроцикле.

– Ты точно упадёшь! – заметил один монах. – Это вопрос времени: сразу или попозже.

Скажу честно: более крутых «американских горок» в моей жизни не было.

– Ничего, у меня спидометр всё равно всегда ноль показывает! – смеётся Лама, прибавляя газку после очередного поворота.

Буддийская мудрость. Принцип ненасилия не работает

Когда я услышал про резкие ответные меры по защите монастыря (акты терроризма и их отражение, навозные бомбы), то спросил, не противоречит ли это буддизму. Про ахимсу, принцип ненасилия, Лама Докшит говорит, что в буддизме ничего не сказано.
– Есть такая буддийская притча про торговцев, – решил поделиться мудростью настоятель. – Как-то 300 купцов возвращались на корабле с покупками домой, но один из них решил всех отравить, скинуть за борт и забрать себе их товар. Когда другой узнал об этом, то решил спросить совета у Будды, что делать. Будда ответил: или ты убьёшь одного и спасёшь жизнь 298 человек, или допустишь их смерть. Иван Головченко

Мнение
Это секта, а не монастырь
Этот так называемый монастырь находится на территории, которая принадлежит Качканарскому горно-обогатительному комбинату. ГОКу. И мы с монахами давно судимся. Все судебные заседания мы выигрываем, а они на них даже не являются!

Если честно, я даже не могу назвать это монастырём, потому что монастырь – это место, где люди живут отречённо, уединённо, отдельно. А эти там все вместе живут: мужчины и женщины. Это не монастырь, а настоящая секта!

Владимир Бобров,
управляющий директор ОАО «ЕВРАЗ Качканарский ГОК»