Галереи и видео

Ясумаса Моримура привёз в Москву свои автопортреты

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка необыкновенного современного художника из Японии, который перевоплощается в своих героев
Ясумаса Моримура привёз в Москву свои автопортреты
Ясумаса Моримура привёз в Москву свои автопортреты
Изображая Фриду Кало, художник примерил парик и сросшиеся брови. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Изображая Фриду Кало, художник примерил парик и сросшиеся брови. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Картине «Менины» Веласкеса художник посвятил серию больших картин, герои которых оживают, двигаются и те, кто был виден лишь в отражениях,  не просто выходят на передний план, но и проникают за пределы холста. Каждый из героев, кроме пса, это и есть сам Моримура. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Здесь Маримура становится "Медузой" Караваджо. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Переосмысленный автопортрет Рене Магритта, который по сравнению с оригиналом под названием "Проницательность" растроился. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Ясумара в образ Виже-Лебрен. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Гостей выставки встречает Фрида. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
"Менины" Веласкеса. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Маримура на фоне своих автопортретов в роли Дюррера и Вермеера. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
"Мастерская Яна Вермеера" с ожившей героиней его картины. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
"Симпозиум" героев картин Моримура и его самого. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Автопортрет Леонардно да Винчи. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Часть работ японского художника "встроена" в основную экспозицию. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Фриде художник посвятил сразу несколько работ. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Изображая Фриду Кало, художник примерил парик и сросшиеся брови. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"1/13

Альбрехт Дюррер с волосами, разбросанными по плечам, Фрида Кало в окружении цветов, Леонардо да Винчи с всклокоченной седой бородой – всеми стал японский художник Ясумаса Моримура. Сегодня в Пушкинском музее изобразительных искусств открывается его персональная выставка автопортретов, рассказывающих об истории искусства. Моримура переосмысливает шедевры европейской живописи с 1985 года. Тогда он впервые воссоздал с помощью фотографии автопортрет Ван Гога и сам выступил в роли потерявшего ухо художника. После Ясумаса начал примерять на себя образы других художников и героев их картин – от стариков до пятилетнй инфанты Веласкеса – и дошёл до аллюзии на картину "Тайная вечеря" с 12 своими героями за столом.

– Это абсолютно новое приключение для нас, – с волнением сказала глава форпоста академического искусства – ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Фотографии Моримуры  разместили в Галерее искусства стран Европы и Африки XIX–XX веков на Волхонке. Большая их часть собрана в одном месте, ещё несколько разбросаны по экспозиции – их можно встретить у работ художников, которым посвящены перевоплощения Моримуры.

– Я всегда очень любил фантазировать, придумывать какие-то истории, где главным героем был я сам, – объяснил Моримура, который прибыл в Москву. – Эти выдуманные истории и привели к тому, что я создал свой метод.

При взгляде на 65-летнего художника  сложно поверить, что именно он был персонажем этих немного безумных картин – невысокий японец в костюме, с изящными руками и маленькими ступнями. Скоро он предстанет ещё и в образе Гойи с ведром на голове вместо цилиндра – 12 февраля в ГМИИ привезут его версию серии гравюр Гойи "Капричос".

"Рядом с 12 картинами висят наушники, в которых можно послушать эссе Моримуры. Всё приобретает другой объём, другую степень приближённости", – Марина Лошак