Реклама окружила нас со всех сторон. Мы видим ее на улицах города, слышим из радиоприемников, вынуждены смотреть по телевизору, нас призывают что-то купить, продать, успеть воспользоваться уникальным предложением, поторопиться и сделать это "прямо сейчас!"

Рекламы много и она разная. К сожалению, далеко не вся подобная информация этична, добросовестна и никого не обманывает. Как поступить, куда обратиться, если реклама вас не устраивает, если, по вашему мнению, она оскорбительна или недостоверна?

Бежать никуда не нужно, разыскивать "ответственных" – тоже, достаточно обратиться по адресу
osr_spb@outlook.com

Специально для решения сложных и зачастую законодательно не отрегулированных вопросов в Петербурге уже 20 лет работает Общественный совет по рекламе.

В состав совета входят специалисты, которые не один год занимаются рекламой, как с практической – рекламораспространители и рекламодатели, так и с контролирующей – Санкт-Петербургское УФАС России – точек зрения.

После рассмотрения на Общественном совете в случае установления признаков нарушения рекламного законодательства заявление в обязательном порядке передается в Санкт-Петербургское УФАС России. 

Чтобы не быть голословными, приведем несколько красочных примеров работы Общественного совета.

Писатель или повар?

Петербурженка обратилась в Общественный совет, возмущенная рекламой фирмы по доставке пиццы «ДостАевский.рф». По мнению гражданки, «…название компании ассоциируется с писателем Фёдором Михайловичем Достоевским, который является одним из главных символов Северной столицы. Считаю, что явная попытка исказить фамилию автора десятков произведений о нашем городе оскорбляет не только меня как петербурженку, но и всех, кто хоть раз прикасался к его творениям.  

После долгого и бурного обсуждения этого непростого вопроса, в ходе которого члены совета вспомнили и иные названия, которые ассоциируются, например, с известными композиторами, вопрос был поставлен на голосование. По итогам голосования большинство членов совета высказались за то, что такое использование образа великого русского писателя неэтично, а значит, заявление будет передано на рассмотрение в Санкт-Петербургское УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о рекламе.

Странный выбор

Многим петербуржцам знакома социальная реклама «Выбирай, куда посадить ребенка» с изображением детского автомобильного кресла и инвалидного кресла. У матери ребенка-инвалида детства эта реклама вызывает очень негативные эмоции. Она считает ее жестокой и безнравственной по отношению к детям-инвалидам и их родителям. После обсуждения Общественный совет по рекламе решил рекомендовать креативному агентству, распространяющему эту рекламу, переформулировать рекламный слоган на следующий: «Автомобилист, выбирай, куда посадить ребенка». Как пояснили члены совета, таким образом точно очерчена целевая аудитория – автомобилисты, а значит, в меньшей степени будут затронуты чувства родителей детей-инвалидов.

Излишне «сексуально»

По мнению жительницы Центрального района Петербурга, реклама «…пятница-развратница, разврати этот мир вместе с нами…», размещенная на автомобиле на ул. Казанской, «…затрагивает все категории граждан, в том числе детей, и пагубно влияет на подрастающее поколение…». Общественный совет признал недопустимость распространения такой рекламы в городе и решил обратиться в прокуратуру Санкт-Петербурга с просьбой о проведении проверки в отношении организации, которая размещает подобную рекламу.

Администрация Красногвардейского района города обратилась в Общественный совет с протестом по поводу размещения вызывающей рекламы на витринах секс-шопа.  По мнению членов совета, оформление витрины действительно вызывающее, и владельцу магазина будет рекомендовано его сменить.

Житель Петербурга посчитал, что телевизионная реклама антирадаров фирмы Prology – "Не дай себя раздеть!" – призывает к нарушению правил дорожного движения. Члены  Общественного совета решили запросить мнение органов ГИБДД, и в зависимости от ответа на него предпринимать дальнейшие действия.

Жительница города Колпино пожаловалась на  рекламу магазина Calzedoniа, содержащую оскорбительные образы. Совет по рекламе поддержал мнение гражданки и вынес решение рекомендовать магазину демонтировать рекламу.

Дышите – не дышите.

Внимание Общественного совета привлекла не только излишне откровенная реклама, но и ролик, создающий неоднозначное впечатление. Реклама лекарственного средства Риностоп – «Мама, а папа не дышит», – распространяемая в эфире Первого телеканала, по мнению гражданина, оскорбительна  и ее «необходимо снять с проката», так как люди, недавно похоронившие родных, «вздрагивают при этой рекламе». Согласившись со спорностью подобного слогана, Общественный совет решил передать заявление гражданина на рассмотрение Экспертного совета по рекламе ФАС России.

Логотип Петербурга

На очередном заседании Общественного совета обсуждалась скандальная тема покупки за один рубль городским Комитетом по туризму элементов графического дизайна, разработанных для привлечения туристов в Петербург.  

Члены Совета и приглашенные на заседание эксперты рекламных агентств задали вопросы представителям Комитета по туризму, в которых  прозвучало недовольство ситуацией, когда логотип культурной столицы принимается властями без общественного обсуждения.

По итогам длительной и бурной дискуссии  Общественный совет по рекламе принял решение: во избежание повторения подобных ситуаций рекомендовать  городским властям выносить на общественное или экспертное обсуждение принятие решения о выборе логотипов и иных графических изображений города.

«Петербург занимает особое место в культурном пространстве России. Поэтому стремление петербуржцев к тому, что бы их любимый город был достойно представлен за рубежом, вполне объяснимо, и,  конечно же, к их мнению стоит прислушаться», – резюмировал руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.