Запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции появился не вчера, но, к сожалению, оказался понятен не всем. Сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в рамках проекта « УФАС уполномочен заявить... » рассказывают об основных нарушениях в данной сфере.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

С 1 января 2013 года вступили в силу поправки, запрещающие рекламу алкогольной продукции в периодических печатных изданиях и сети Интернет. Начиная с этого момента  подобная реклама могла размещаться исключительно в местах продаж и на специализированных выставках. С 1 января 2015 года запрет снова был изменен: с некоторыми ограничениями на рекламный рынок вернулось пиво а также вино и игристое вино, произведенное в Российской Федерации с содержанием этилового спирта менее 5%.

Нужно отметить, что ограничения на места распространения рекламы алкогольной продукции остались достаточно строгими, а это значит, что и в Интернете, и "на улице" реклама пива и более крепких напитков "не пройдет". К сожалению, помнят об этом не все.

РЕКЛАМА ИЛИ ВЫВЕСКА?

Еще в начале марта 2014 года Санкт-Петербургское УФАС России провело обследование наружной рекламы города на соответствие законодательству. В результате наблюдения специалистами управления были обнаружены информационные вывески сети пивных баров Beer House и рекламные конструкции с изображением товарных знаков, под которыми реализуется пиво. Ответственность за нарушение несут рекламораспространители, которых в нашем случае оказалось семь. Изучив имеющиеся материалы дел, Санкт-Петербургское УФАС России предписало нарушителям снять ненадлежащую рекламу, а также . каждому из рекламораспространителей назначило административный штраф в размере 200 тыс. рублей.

В интервью «Коммерсант.ru», в июне 2014 года, заместитель генерального директора компании Beer House Максим Ткач пояснил: руководство будет оспаривать решение ведомства в суде. "Если они докажут, что это реклама, а не оформление ресторана, мы, конечно заплатим", — говорит он, отказываясь давать более развернутый комментарий о том, как действия УФАС отразятся на деятельности ресторанов и потоке клиентов.

По словам заместителя управления антимонопольной службы в Петербурге Петра Яковлева, выполнение предписания УФАС до рассмотрения административного нарушения может смягчить его результаты, однако само рассмотрение дела об административной ответственности считает неизбежным.

Еще один штраф в размере 200 тыс. руб. был назначен одному из баров сети KILLFISH DISCOUNT BAR: в 2013 году антимонопольный орган вынес решение о том, что ООО «Морской дискаунт» незаконно разместил на фасаде здания рекламные вывески с информацией о цене алкогольных напитков, находящихся в ассортименте сети баров KILLFISH DISCOUNT BAR. А в июне 2015 года Арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердил законность вынесенного  постановления и штрафа в размере 200 тыс. рублей

Другая ситуация, но такое же нарушение произошло в одном из торговых комплексов Петербурга. В Санкт-Петербургское УФАС России в конце 2014 года поступило обращение физического лица относительно рекламы, расположенной на первом этаже ТК «Сенная»: фигуры двух кружек, по центру которых располагается бутылка пива. В результате комиссия признала, что конструкция является ненадлежащей рекламой пива, поскольку расположена не в стационарном торговом объекте розничной продажи алкогольной продукции. Нужно отметить, что это уже не первое подобное нарушение со стороны ООО Концерн «Питер» (ТК «Сенная»): в январе 2013 года была признана ненадлежащей реклама текилы Olmeca Gold – рекламная конструкция алкогольного напитка была похожа на расколотую сферу, в центре которой помещен макет бутылки.

ЕСТЬ «КОНТАКТ»!

Пожалуй, самым резонансным оказалось дело относительно рекламы водки «Белочка Морфеус» во «ВКонтакте». Речь идет о рекламе на страницах паблика социальной сети: изображение бутылки водки и сидящего в кресле антропоморфного грызуна, предположительно белки.  Указанная информация является рекламой и содержит признаки нарушения сразу трех положений закона. Во-первых, в рекламе алкогольной продукции запрещено использование образов людей и животных. Во-вторых, в каждом случае такая реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя. И, что самое главное – она не должна размещаться в сети Интернет.

На страницах «ВКонтакте» указана гиперссылка на сайт   www.gradusi.net, который принадлежит ООО «Экспоторг» – эта компания одновременно и рекламодатель и рекламораспространитель рекламы водки «Белочка Morfeus» и ликера «Jagermeister Spice» .

По итогам заседания комиссия антимонопольного органа признала в действиях ООО «Экспоторг», разместившего рекламу алкогольной продукции в социальной сети  «ВКонтакте», нарушение закона «О рекламе».

«Это первое дело по незаконной рекламе алкоголя, размещенной в социальной сети, в истории антимонопольных органов. Доказательства нарушения собраны нами в полном объеме. Хотелось бы предостеречь компании, которые занимаются производством и продажей алкоголя, от подобных нарушений. Наши сотрудники любят в нерабочее время посещать соцсети, и, как оказалось, это не бесполезная трата времени», – иронично заметил руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

В начале июля 2015 года возбуждено дело по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении сети магазинов «Напитки мира».  На своих страницах в социальных сетях – «ВКонтакте» , «Твиттер», «Инстаграмм» – организация разместила рекламу водки, пива и винного напитка. Заседание комиссии антимонопольного органа состоится в ближайшее время.

ДЕЛО ТАБАК

С 15 ноября 2013 года вступили в силу изменения в ФЗ "О рекламе", согласно которым запрещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Запрет на рекламу подобной продукции является полным, без каких-либо ограничений. Это касается и смс-рассылок, и плакатов внутри магазинов, и распространяется не только на сигареты, но и на любые курительные принадлежности, о чем, к сожалению, некоторые компании часто «забывают».

Нужно отметить, что, несмотря на то что доля нарушений в рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачной продукции все еще значительна, их общее количество в 2014 году сократилось практически в два раза (в 2014 году – 4,04% всех нарушений, в 2013 году – 9,54%).