После появления акта Магнитского российские деньги в мире стали восприниматься как имеющие незаконное происхождение. Кипрский кризис еще больше усугубил ситуацию для популярных офшоров, считает Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа».

По словам эксперта, эпоха офшоров не закончилась – к своему финалу подошел лишь расцвет налоговых гаваней.

– Офшоры – одна из важнейших составляющих современной глобальной финансовой системы. Во многом благодаря офшорам капитал имеет возможность свободно перемещаться по миру, – отмечает Гагарин. – Офшоры не исчезнут, но их использование для криминальных или околозаконных целей будет затруднено и подорожает.

Объявленный в России «курс на деоффшоризацию» – часть общемирового тренда по стремлению властей вернуть деньги на родину, отмечает по итогам исследования эксперт.

– Глобальная предпосылка деоффшоризации – технологическое развитие и упрощение возможности обмена информацией, – отмечает он. – Чем легче хранить и передавать данные, тем проще становится получить к ним доступ. На эту фундаментальную предпосылку накладывается кризис развитых стран, и это – основная причина атаки на оффшоры. Когда денег начинает не хватать, правительства стремятся всеми возможными способами восполнить дефицит бюджета.

Всерьез задумались о деоффшоризации в России еще в 2011 году, когда после теракта в «Домодедово» спецслужбы не смогли найти владельцев аэропорта, вспоминает Гагарин. Этот случай стал официальным поводом для обсуждающихся сейчас поправок в законодательство, подразумевающих составление списка стратегических объектов, обязанных раскрывать бенефициаров. Однако, по нашему мнению, главной движущей силой деоффшоризации у нас является так называемая национализация элит. Ведь независимость российского бизнеса, основные активы которого находятся за рубежом, сильно снижает управляемость страной.

Для того, чтобы вернуть российские деньги из офшоров, хотя бы частично, нужны как минимум три процесса – снизить налоговое давление, усовершенствовать законодательство и гарантировать сохранность права собственности.

– В конце 2012 года, после принятия Акта Магнитского, деньги российского происхождения начали восприниматься во многих странах цивилизованного мира как средства, имеющие незаконное происхождение, – подытоживает спикер. – Без преувеличения, Акт Магнитского породил самую настоящую дискриминацию капитала по национальному признаку. С началом кипрского кризиса и последовавшей атакой на «оффшорную тайну» ситуация стала усугубляться еще больше.