В Москве прошла пресс-конференция, посвящённая открытию X международному фестивалю-школе современного искусства "Территория". В честь юбилея организаторы подготовили множество сюрпризов. 

Прямо перед журналистами Евгений Миронов, художественный руководитель и соучредитель фестиваля "Территория", и  Наталья Починок, ректор РГСУ, подписали соглашение о сотрудничестве. В университете открылся центр социальной режиссуры. Помните, спектакль "Прикасаемые" со слепоглухими актёрами? Первый прогон спектакля был проведён именно в РГСУ, студенты помогали профессиональным актёрам общаться со слепоглухими актёрами.

В этом году фестиваль продолжает традицию социальных проектов постановкой эскизом спектакля "Беспамятные", который будет реализован при поддержке Центра психиатрии им. В.П. Сербского. Автор идеи – Евгений Миронов. 

Сквозной темой основной программы юбилейного фестиваля стала тема времени и памяти. Это заметно даже при перечислении названий спектаклей – "Удерживая время", "Фрагмент бесконечность". Роман Должанский, соучредитель и арт-директор фестиваля "Территория"
утверждает, что слово давно перестало быть главным хранилищем смыслов, сейчас само тело человека несёт больше смысла, поэтому так популярен танец в современном искусстве:
– Нужно понимать, что путь к слову лежит не прямой. Чтобы вновь пережить глубину слова, нужно найти иной путь. Спектакль "Три сестры", который вы увидите в рамках фестиваля, интересный пример того, как отказ от слова позволяет глубже понять слово. Артисты театра "Красный Факел" выучили язык глухонемых. И весь спектакль, кроме одного персонажа, общаются на языке жестов. А текст Чехова идёт субтитрами. И возвращение к тексту Чехова через отказ от текста производит совершенно потрясающее впечатление. Ценность слова приходит через понимание невозможности услышать это слово. Настолько этот текст приелся, что мы не можем услышать его. Чтобы понять его глубину, для этого надо от него отказаться. На мой взгляд, режиссёру и актёрам это удалось. 

Должанский также сообщил, что в рамках фестиваля впервые в России пройдёт международная Премия Ибсена, которую в народе окрестили театральной Нобелевской премией.  Это самая крупная театральная награда в мире, которую учредила Норвегия: призовой фонд – 300 тысяч евро. Обычно заседание жюри проходит только в Осло, и там же происходит церемония вручения премии, но вот с 3 по 4 октября оно состоится в Москве. Стефан Брауншвайг, режиссёр, директор Национального театра Франции "Ла Коллин" даст также мастер-класс.

В этом году будет, что посмотреть. В основной программе фестиваля:  московская премьера "Удерживая время" известного французского хореографа Рашида Урамдан, "Кому на Руси жить хорошо" Кирилла Серебренникова, "Потерянный рай", поставленный другим не менее известным французским хореографом Карин Понтьес и др.

Чулпан Хаматова посетовала, что ей редко удаётся выкроить время для просмотра всех спектаклей фестиваля, но в этом году она надеется, что у неё это получится. Для всех, кому не удалось увидеть постановки "Территории", в Музее современного искусства "Гараж" покажут ретроспективу всех самых интересных спектаклей за 10 лет фестиваля. Показ начнётся уже завтра, 30 сентября. 

Мы попросили Чулпан Хаматову, арт-директора фестиваля "Территория", рассказать о её самых ярких впечатлениях от увиденного на "Территории":
– Пожалуй, это было в первый год фестиваля, когда приезжал Венгерский театр. И там был очень неоднозначный фрагмент спектакля, где герои на сцене делали что-то, что было непозволительная. При этом героиня спектакля ходила по сцене и хлопала в ладоши. Выглядело это очень страшно, потому что на сцене происходило что-то чудовищное, а зал начал хлопать вместе с героиней. Было настолько страшно, что я вжалась в кресло. Позднее, когда мы обсуждали этот спектакль с участниками, они рассказали, что Россия оказалась единственной страной в мире, где зрители не считали месседж, а купились на хлопки, которые им задавали со сцены. Актриса рассказывала, что она даже забыла текст, потерялась, настолько неожиданной для неё была реакция зала, она привыкла к зрительскому протесту. Такая неподготовленность российской публики, которой достаточно показать, и она пойдёт хлопать, – это было страшно. Вот я уверена, что за 10 лет этого фестиваля таких зрителей стало намного меньше, потому что "Территория" учит думать самостоятельно.