Никита Михалков

Возраст 69 лет.

Личная жизнь: женат второй раз. От двух браков четверо детей.

1. Эпическая картина. «Солнечный удар» – фильм масштабный, с бюджетом в 21 млн долларов, костюмированный, на литературной основе. Михалков соединил два произведения Ивана Бунина – рассказ «Солнечный удар» и книгу дневниковых записей «Окаянные дни» (1918–1920).  

«Солнечный удар» снят в классической манере михалковских картин по Чехову, в стиле его первых «Утомлённых солнцем», – сказал Metro председатель экспертного совета «Золотого орла» Кирилл Разлогов. – Снят с публицистическим запалом. Идея была интересная, хотя, на мой взгляд, соединить два произведения ему не совсем удалось. Эпически затянутая картина получилась».

2. Для России.  Никита Михалков – патриот и «просвещённый консерватор». В 2010 году он представил общественности  «Манифест», где заявил, что мы должны «возродить силу и мощь Российского государства». «Нашему историческому ощущению свойственно уважение к авторитету и силе государственной власти, стремление к общественному порядку и неприятие стихии русского бунта, «бессмысленного и беспощадного», – писал Михалков в «Манифесте». В «Солнечном ударе» он  обращается к переломному моменту русской истории и размышляет о том, как интеллигенция, не хотевшая руки марать, в итоге привела к революции, к краху государства. «Никита Михалков уже давно существует как национальное достояние, режиссёр, который снимает для России, – сказал Metro критик Антон Долин. – Последний фильм, который имел успех, хоть и ограниченный, за границей, был фильм «12». Но в целом обе части продолжения «Утомлённых солнцем» никакого успеха за границей не имели, они были созданы для внутреннего рынка, внутреннего потребления, как и «Солнечный удар» .

3. Венеция отвергла. Никита Сергеевич жаловался, что его картину «Солнечный удар» полностью проигнорировали отборщики Венецианского фестиваля, хотя он фильм им предлагал. Режиссёр увидел в этом политические причины. 

Вообще, Венеция уже награждала Михалкова. В 1991 году он получил здесь «Золотого льва» за картину «Урга: Территория любви», а в 2007 году увёз награду «Специальный лев» за ленту «12». В 1994 году в Каннах он получил Большой приз жюри за фильм «Утомлённые солнцем», за который его наградили и «Оскаром». После этого Михалков стал самым часто выдвигаемым на «Оскар» российским оскаровским комитетом режиссёром. За наградой американских академиков посылали его фильмы: «Сибирский цирюльник», «12», «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» (только «12» попал в шорт-лист).

Андрей Кончаловский

Возраст 77 лет.

Личная жизнь: женат в пятый раз, всего семеро детей.

1. Почти документальное кино. «Белые ночи почтальона Алексея 

Тряпицына» – фильм антилитературный, почти без сюжета и профессиональных актёров, малобюджетный – 50 млн рублей.

«У Кончаловского показана повседневная российская жизнь, показана, я бы даже сказал, с этнографическим уклоном, – говорит Кирилл Разлогов. – Это картина сделана в русле «Истории Аси Клячиной, которая любила, но не вышла замуж», то есть, такое исследование о русской сельской жизни, где люди рассматриваются как своеобразные подопытные муравьи, живущие своей не очень понятной жизнью, которая показана на фоне прекрасной русской природы».

2. Понятный западу. На одной из встреч Андрея Кончаловского спросили: «Верите ли вы в возрождение великой, могущественной России». «Нет. Поскольку такая Россия никогда не существовала»*, – был ответ. Режиссёр происходящее в России называет не иначе как Средневековье. «У нас не существует гражданского общества, поскольку не существует общественного мнения, поскольку у большинства граждан не существует никакого желания как-то влиять на действия власти», – говорит он. Кончаловский – западник, либерал, демократ. Он успел поработать в Голливуде. 

«Кончаловский, как и Михалков, снял фильм о России, о том, как она устроена, но Кончаловский встроен в международный контекст, – считает критик Антон Долин. – «Белые ночи...» – фильм, рассчитывающий на внимание международной аудитории, показывающий ей Россию, которую она не видела. Речь не о каком-то социальном или политическом ракурсе, а, скорее, о географии, Русском Севере, о современной русской деревне, о чём представления не имеет западный зритель».

3. Венеция наградила.  Картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловского получила в прошлом году «Серебряного льва» за лучшую режиссёрскую работу. Но, когда его картину российский оскаровский комитет решил рассматривать как кандидата на «Оскар» от России, Андрей Сергеевич попросил не делать этого. « В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым», – говорилось в его письме к российскому оскаровскому комитету. В целом режиссёр недостатка в наградах не испытывает. У него в копилке есть, Большой приз жюри в Каннах («Сибириада»), особый приз жюри в Венеции («Дом дураков»), «Эмми» за минисериал «Одиссея».

*Цитата взята из журнала Der Spiegel в переводе портала «ИноСМИ»