О чём спектакль

Поэма Некрасова стала ближе
Серебренников вслед за Некрасовым задаётся вопросом: кому живётся весело, вольготно на Руси. На сцене семь мужиков, которые отправляются счастье искать. Они говорят стихами, написанными поэтом сразу после отмены крепостного права. Но визуальный ряд и режиссёрские находки Серебренникова превращают хрестоматийное произведение в документальный фильм о судьбе России от царских времён до нынешнего времени. Кокошники здесь соседствуют с пионерским галстуком и барсеткой, дубовые столы – с колючей проволокой и газопроводом. 

На кого смотреть

Мужики и Добровольская
В первых двух частях спектакля главное внимание направлено на мужиков в исполнении молодого костяка «Гоголь-центра». Парни со всей страстью спорят, кому на Руси жить хорошо, а потом до беспамятства пьют. Вторая часть «Пьяная ночь» – это 40-минутный беспробудный танец, с выворачиванием костей и души наружу, без слов, под стон русских женщин. Третья же часть «Пир на весь мир» – это настоящий бенефис Евгении Добровольской. Под её монолог о доле русской женщины не заплакать было невозможно.

Зачем смотреть

А ты раб или хозяин жизни?
Спектакль идёт три с половиной часа, и это испытание для неподготовленного зрителя. Но Серебренников намешал здесь столько разных форм, зашифровал столько посланий для современного зрителя, что скучать не придётся. Когда мужики называют счастливыми на Руси помещика, чиновника, попа, купца, министра и царя, спорить не хочется. Но спектакль не о том, почему они счастливы, а о том, почему остальные несчастны. Постановка заставляет задуматься о рабской психологии, которую не вытравили в русском человеке ни революции, ни технический прогресс.

Фишка

Зрителей напоили водкой
В постановке два антракта. И каждый раз вернувшихся в зал зрителей ждал сюрприз. Перед «Пьяной ночью» по залу, а иногда и по свободным креслам бродили актёры. Кто-то валился «пьяный» под ноги, кто-то лез обниматься или просил копеечку, кого-то «рвало». И всё это было так правдоподобно! Третья часть началась с раздачи водки. Актёры предложили желающим сказать, почему их можно назвать счастливыми, и наливали чарку из ведра. Выпить удалось парню, который сказал, что поступил в
ГИТИС, и мужчине, который нашёл счастье в своих прекрасных детях.  

Мнения зрителей

«Я смотрел уже «Мёртвые души» у Серебренникова, теперь вот Некрасов. И там, и здесь очень современное и интеллектуальное прочтение».
Сергей,
30 лет, финансист

«Это какой-то необыкновенный спектакль. Иногда ты просто не понимаешь, что происходит, а чувствуешь. Хочется перечитать оригинал».
Лидия,
41 год, преподаватель

«Первые две части мне казалось, что это чересчур. Но после третьей сложилась общая картинка. Счастья нет, мужики пьют, женщины всё тянут».
Марина
46 лет, мастер маникюра

«Это лучшее, что я видела за последнее время. Я знаю произведение очень хорошо, но не могла себе представить, что можно из него сделать такое».
Екатерина,
33 года, коммерческий работник