Знаменитый спектакль "Чапаев и Пустота" по культовому роману Пелевина отмечает 15-летие. Юбилейный показ состоится 6 ноября на сцене Театриума на Серпуховке п/р Терезы Дуровой. Исполнитель одной из главных ролей в постановке Михаил Ефремов рассказал Metro, кого из современных писателей считает классикой и почему уверен, что у России будет всё хорошо.

Он играет главврача психиатрической больницы, в которой лечится главный герой, считающий себя Петром Пустотой. В этой лечебнице лежат разные люди: Просто Мария, Сердюк, Котовский, он же Григорий Володин в исполнении Михаила Полицеймако. Его герой, чтобы вылечить Петьку и Григория, притворяется Чапаевым.

Нет усталости столько лет играть в этом спектакле?
Если мы играем больше трёх спектаклей подряд, усталость наваливается дикая, но обычно это спектакль в месяц, поэтому можно справится. Мы ведь там веселимся, у нас там много всяких суеверных вещей. Например, Миша Полицеймако никогда не выходит на сцену, не нарисовав на спине зелёную линию. Каждый сходит с ума по своему.

А у вас какие тараканы?
У меня нет такого, я врач. Но я пытаюсь выпустить всех тараканов из своих партнёров, чтобы они как-то повеселили публику.

Что вы цените в партнёрах?
Отзывчивость. Что касается нашего спектакля у нас ведь даже никаких скандалов не было. Видимо, в этом и секрет, что спектакль так долго живёт. Мы получаем большое удовольствие работать с такой литературой, просто произносить такой текст - счастье. "Так как же ты, Петька, дошёл до такой жизни, что спрашиваешь меня, своего боевого командира, всегда ли то, что происходит у тебя в голове, – это то, что происходит у тебя в голове, или не всегда? Ох, и здоров ты брехать".

Как вам кажется, Пелевин станет классикой? Кто вообще из современных писателей останется в веках?
Кто-то останется. Писателей много, их произведения останутся классикой. После Пелевина, конечно, "Generation «П»" и "Чапаев и Пустота". Останутся "День опричника" и "Голубой лёд" Сорокина, да даже его "Норма", хоть я её читать не могу (смеётся). Захар Прилепин тоже будет классикой с "Санькой". Улицкая, Петрушевская, да много у нас кого. Я думаю что классикой останется и лирическая поэзия Лимонова, и "ЖД" Дмитрия Быкова, и несколько стихотворений Андрея Орлова (Орлуша – Прим.ред.) хотим мы этого или не хотим (смеётся), Барков же классик. С драматургией у нас плохо, только Вырыпаев, Клавдиев и Бороденко.

Спектакль идёт 15 лет, вы участвуете в нём – 13. За это время, наверное, много чего случилось в личной жизни…
Да, у меня родилось несколько детей (смеётся).

А как-то события в жизни влияют на изображаемого вами персонажа?
Да, нет. У нас бывают весёлые моменты, когда мы вводим нового артиста. Когда кто-то новый появляется мы спектаклей пять играем по-новому. Потом у нас есть рекламная пауза… Сейчас, к сожалению, меньше заказов из-за кризиса. Но в рекламные паузы в толстые нефтяные года у нас каждый из артистов уезжал после спектакля на автомобиле. Так хотели себя прорекламировать Форд, Мицубиси и ВАЗ.

На сцене разворачивается мир психушки, героев мучают паранойи, а есть ли какие-то навязчивые идеи у вас?
Ну, место действия здесь не психушка, а вся Россия, а что касается параной, то как я могу в параноидальной стране думать о своих паранойя, масло масленое получится.

Пелевин в романе философски размышляет о путях развития России, его герой Сердюк символизирует брак с Востоком, а Просто Мария – с Западом. А как вы видите светлое будущее страны?
Это вы мне сейчас задаёте вопрос, как к пророку? Будь, что будет… Я думаю, даже уверен, что всё будет хорошо, потому что люди у нас, по-моему, очень разумные. Находясь два года под кувалдой телевизионной пропаганды, у нас народ не высыпал на улицы до сих пор, у нас погромы не пошли! Наш народ на всё смотрит с прищуром. А что касается выбора между западом и востоком, я, конечно, западный человек. Я больше Чаадаев, нежели Хомяков.

Как вам с вашими либеральными взглядами, даже
можно сказать оппозиционными высказываниями…

Да, какие у меня оппозиционные высказывания? "Гражданин поэт" – это не оппозиция, это сатира. Отвечу цитатой из Шекспира: "Лир: Мой бедный шут, средь собственного горя / Мне так же краем сердца жаль тебя. Шут (поёт): У кого ума крупица, Тот мороза не боится / Он снесёт и мор и град. /
Счастью и несчастью рад".

То есть вы балагур, которому не страшны никакие репрессии.
Да, я вас умоляю, какие репрессии. Я полжизни жил в Советском союзе и дело даже не в репрессиях, дело в атмосфере, сейчас она совсем другая.

Возвращаясь к театру. Чем театральный Михаил Ефремов отличается от Ефремова киношного?
Всем. Я вообще театральный артист, мне театр важнее, чем кино. Потому что в театре артист главный, а в кино – режиссёр. Есть, конечно, сейчас театры, где главными стали режиссёры, но всё-таки основа театра – это человек на сцене.

А почему вы тогда не служите ни в одном театре?
Нарожал детей и надо денег зарабатывать, кормить надо птенцов.

Они следят за вашими работами? В театр придут?
Они играли даже в одном из моих спектаклей. Но они, я имею ввиду младших, так сейчас забиты кружками, секциями, школой и все остальным, что им не до этого. Но мы водим их, конечно, в театр, когда получается.

Вы как-то выбираете эти самые кружки для детей?
Вот это без меня, я не педагог, не воспитатель, я всё отдаю их матерям. Я вылетаю на охоту, чтобы было чем кормить.

На сцену вы впервые пришли ребёнком...
Не ребёнком, скорее подростком. Мне 11 или 12 лет уже было.

И что вы помните об этом первом опыте 12-летнего артиста?
Это был спектакль "Уходя, оглянись!", где я партнёрствовал с Анастасией Платоновной Зуевой, той самой бабушкой, что в передаче "В гостях у сказки" появлялась в окошке. Но она со Станиславским работала. Мы выпускали этот спектакль на старой сцене Художественного театра до ремонта. И там ещё был такой изгибающийся, весь в волнах пол, мебель была в белых чехлах, везде стояли графины с водой и заточенные карандаши в стаканах, а рядом бумага… Не скажу, что я как-то дико волновался. Потом, когда я уже подрос, перестал играть эту роль, вдруг на уроке заходит завуч и говорит: "Миша, возьми вещи и иди". Оказалось, что Саша Стриженов, который был младше меня года на три, и стал моей сменой в театре, заболел. И мне надо было сыграть его роль, которую я до это не играл. Нужно было вынести Зилову в "Утиной охоте" похоронный венок. Зилова играл папа. Когда я вышел на сцене, вижу папа мёртвый. Я назад начал отходит, сигнализируя, мол, надо занавес опускать, папе помогать. Но он отрыл глаза и от сердца отлегло. Для меня это было театральным чудом.

А с вашим сыном Никитой у вас нет мыслей сыграть?
Пока нет. Если мы начнём специально об этом сейчас думать, это будет искусственно. Это должно возникнуть, а не быть придумано.

А за его карьерой следите? Сериал "Лондонград" смотрели?
Я видел несколько серий и мне не стыдно. При чём мы в Лондоне виделись с ним, когда он там снимался.

Сейчас вокруг и внутри театров очень много скандалов стало возникать. То руководителей меняют, а труппа не принимает, то сейчас вот премию "Золотая маска" трясёт. С чем вы это связываете?
Сразу скажу, я тут не при чём. Я думаю, что это такой юморной настрой нашего министра культуры. Вот слово в слово напишите: юморной… настрой… нашего министра культуры.

У вас есть театральные роли, о которых вы мечтаете?
Нет, я пожилой человек, у меня уже все мечты сбылись. Мечты и я не совместимы.

В кино у вас сейчас много проектов.
Да, в марте должен выйти "День выборов-2", потом выйдет "Пьяная фирма" на ТНТ, потом сериал "Я следователь". Я предлагал для него такое красивое название – "Любимая женщина советского милиционера". Не взяли.

И как вам роль следователя?
Советского следователя! У нас всё происходит в 80-м году. Знаете в кино самое главное то, что ты встречаешься с новыми людьми, я познакомился с Сергей Олеговичем Снежкиным (режиссёр) – это дорого стоит.

А какого вам было вернуться к роли авантюриста в рясе на "Днях выборах-2"?
Вы имеете ввиду роль Михаила Ефремова, который прикидывается отцом Инокентием? Мой же герой там представляется, как Михаил Олегович.

Можно ли сказать, что вы, как и ваш герой не прочь посмеяться над священнослужителями?
Ну, здесь нет никакого неуважения. Я играю человека- жулика, и он хочет пожульничать и берёт самоё крутое.

Ну, православные активисты с вами бы не согласились.
Знаете я о большевиках не люблю говорить. Я православный человек, действительно верующий. Так что я не вижу в этом ничего такого. Если учитывать, что главная православная добродетель – это смирение, то закон об оскорблении верующих не имеет смысла. Ох, это всё политика, не заводите меня туда!

То есть вы стараетесь от политики подальше держаться?
Нет, если они что-нибудь сделают, я с удовольствием прочту какое-нибудь смешное стихотворение, но не более того.