Трагикомедия "Иррациональный человек" рассказывает о преподавателе философии (Хоакин Феникс – Прим. ред.), который находится в глубоком экзистенциальном кризисе. Однако роман с очаровательной студенткой (Эмма Стоун – Прим. ред.) помогает профессору университета начать все с чистого листа и изменить свою жизнь. Пока же мы ждём появления нового фильма Аллена в российском прокате (24 июля), предлагаем почитать, что для режиссёра значит его работа в кино и как он относится к своему творчеству.

О работе с лучшими в кинобизнесе...
"Чтобы фильм показали на большом экране, необходимо работать с хорошими кинооператорами.И всю свою жизнь именно с такими людьми я и работал: 10 лет я сотрудничал с Гордоном Уиллисом (умер в 2014 – Прим.ред.) и 13 лет с Карло ди Пальма (умер в 2004 – Прим. ред.). Сейчас одним из лучших кинооператоров является Дариус Хонджи (снял "Иррационального человека" – Прим. ред.), для меня большая честь работать с ним. Работа кинооператоров очень важна, посколько то, что зритель видит на экране, это их рук дело".

О талантливых людях...
"С ними не нужно много возиться. Хитрость заключается в том, чтобы нанять великих людей, великих актёров, а затем отойти в сторону и позволить им работать, разрешая менять слова в диалогах и монологах. Люди, с которыми я работал, стали великими ещё до того, как снялись у меня. Всё, что я делаю, это нанимаю талантливых людей и не позволяю себе испортить их работу. Больше ничего".

О недовольстве своими фильмами...
"Я бы переснимал свои фильмы снова и снова, если бы я мог. Чарли Чаплин обладал возможностью всё время делать кино, смотреть его, изучать его и снимать его снова и снова, если он этого хотел. Когда я снимаю фильм, я никогда его не пересматриваю до премьеры, иначе мне хочется всё переснять. Я был бы счастлив, если бы у меня появилась возможность улучшить несколько моих фильмов, собрать тех же актёров и иметь достаточное количество денег".

О неверности и нравственности в современном мире...
"Я не думаю, что нынешнее понимание этих слов как-то отличается от того, что было раньше. Если вы читаете газеты, вы знаете, что люди во всех уголках мира совершают ужасные поступки. Это наш мир, и он всегда был таким. Об этом пишут романы, снимают фильмы, потому что это никогда не наскучит. Именно поэтому мы ходим в кино и театры, чтобы посмотреть на людей, которые убивают друг друга, на мужчин, которые обманывают своих жён, и на женщин, которые вступают в интрижки за спиной у своих мужей. Всё, что было в древнегреческих пьесах и у Шекспира, есть и в современном мире".

О жизни и смерти...
"Не может быть ничего положительного в рассуждениях на эту тему вне зависимости от того, что говорят философы, психиатры и священники. Жизнь имеет свою определённую программу. Рано или поздно все мы умрём. Только с помощью искусства можно как-то попытаться объяснить людям, что жить стоит. Солнце сгорит, и Земля тоже исчезнет. То, что Шекспир, Микеланджело или Бетховен сотворили, тоже однажды исчезнет вне зависимости от того, нравится нам это или нет. Поэтому сложно сказать, что в рассуждениях о жизни и смерти есть что-то хорошее. И к этому нужно относиться с юмором, потому что в конечном итоге жизнь не имеет значения. Нужно искать что-то приятное. Для меня единственный способ сделать это – посмотреть фильмы с Фредом Астером или баскетбольный матч. И когда снимаю кино, жизнь будто приобретает смысл. Фильмы отвлекают, так что я думаю о смерти или о старости в одиночестве как о чём-то далёком". 
 

1. Происхождение
Родственники. Родился в еврейской семье в США. Получил при рождении имя Аллен Стюарт Конигсберг. Его мать Нетти работала бухгалтером в семейном кондитерском магазине, а отец Мартин Конигсберг был официантом и гравёром-ювелиром. 

2. Карьера
Юморист. Начал с того, что писал юмористические пьесы. В кино он попал в качестве сценариста. Ему предложили доработать сценарий к картине «Что нового, кошечка» (1965). В итоге фильм оказался очень успешным. Затем он принимал участие еще в нескольких чужих проектах, но вскоре решил: надо снимать кино самостоятельно.

3. Личная жизнь
Три брака. С первой женой пианисткой Харлин Розен Аллен прожил пять лет, вторая жена актриса Луиза Лассер сыграла в четырёх его лентах, но через три года брак распался. Третьей стала его падчерица Сун-И Превин. Разница в возратсе супругов 38 лет. У них двое детей.

4. Хобби
Духовые. Вуди Аллен – большой поклонник классической и джазовой музыки, что заметно уже по звуковым дорожкам к его фильмам. Сам он с юности играет на кларнете и периодически выступает на разных концертных площадках (как правило, в клубах).

5. Скандал
Домогательства. Приёмная дочь Аллена Дилан Фэрроу обвинила режиссёра в растлении. Аллен предположил, что девушка дала против него показания под воздействием стресса на фоне развода родителей.