В основном конкурсе России места не нашлось, зато в параллельной программе Generation 14 plus (фильмы для подростков) фильм Михаила Местецкого «Тряпичный союз» вполне может побороться за награду.

Эта безумная история, наэлектризованная энергией молодости, рассказывает про немного нелюдимого парня Ваню, который однажды встречает трёх ребят, называющих себя «Тряпичным союзом». Они постоянно тренируются, чтобы в прямом смысле слова сворачивать всё на своём пути, а ещё мечтают замутить арт-акцию, которая бы потрясла все устои общества. Как рассказал Metro режиссёр и сценарист ленты, у событий и героев есть прототипы:

– В конце 90-х, когда мне было лет 16–17, я оказался близок к московской арт-группе РАДЕК. Я не был её членом, но наблюдал всё со стороны. И мне очень нравилось всё, что у них происходило. И в этом смысле я немного главный герой Ваня, который оказывается в компании ребят более сильных, радикальных и экспериментирующих с собой, чем он сам.

Исполнители главных ролей Александр Паль, Иван Янковский, Василий Буткевич и Павел Чинарёв уже успели получить награду на «Кинотавре», поделив между собой приз в номинации «За лучшую мужскую роль». Всей дружной компанией они поедут и на Берлинале. Мы узнали у Местецкого, не планируют ли они провернуть какую-нибудь арт-акцию в духе «Тряпсоюза» на берлинской премьере. Например, пройтись по красной дорожке в тряпихоре – в картине герои, принимая нового члена в союз, делали акробатическую фигуру, садясь друг к другу на плечи.

– Мы всё время об этом говорим, – признался режиссёр и сценарист. – Но хорошая арт-акция требует серьёзной подготовки, Берлин же – незнакомая площадка, поэтому боимся, что не удастся что-то успеть. Тем более тряпихорь! Ведь это большой кинотрюк, сложная комбинация технических средств, серьёзной физической подготовки и компьютерной графики. 

По словам Михаила, актёрам пришлось серьёзно готовиться для съёмок:
– Я хотел, чтобы таким образом они сдружились перед фильмом. Ведь симулировать дружбу на экране очень сложно. А что ещё лучше сближает, чем совместные занятия спортом? Они, как настоящие новобранцы, вчетвером занимались паркуром, их гонял один из лучших паркурщиков Москвы.   

Дружбе ребят по сюжету помешала девочка Саша (Настя Пронина). Женщины всегда рушат мужские союзы?
– Я последний, кто хотел бы проводить шовинистскую, женоненавистническую линию. Мой настрой совершенно противоположный, но просто мне кажется, что данный конфликт не мог бы решиться иначе. Вот такой девчонке, ей в принципе не нужен был этот Тряпичный союз, как некая экспериментирующая организация, ей просто нужно овладеть каждым из этих ребят по отдельности. И в общем, у неё это получается. В какой-то степени, да, женщина противопоставлена мужской дружбе, но это объективные жизненные законы. Мудрые женщины не вступают в войну с мужской дружбой, пытаются с ней как-то сосуществовать. Не очень мудрые, как наша героиня, пытается влезть… И крах. В символическом смысле в фильме есть момент, когда героиня пытается влезть на эту пирамиду – Трипихоря, пирамида разваливается. Наверное, было бы более правильно и смело, прогрессивно по сюжету принять эту девчонку в Союз. Но в истории, которая легла в основу сюжета, именно девчонка всё и развалила. Поэтому я не мог пойти против правды жизни.

Герои мечтали, что бы их "Тряпичный союз" сделался потом "деревянным", потом "чугунным", стал масштабной организацией… Как вы сами думаете было ли будущее у союза? Или с возрастом на смену безумным и идеалистичным мечтам всё-таки всегда приходит нечто рациональное и прагматичное?

– Слово «прагматичное» здесь очень правильное, потому что весь "Тряпичный союз" – это бунт против прагматики во всех её смыслах, против всего утилитарного, против так называемого «здравого смысла»… И только в этом возрасте возможен такой тотальный бунт против не только устройства общества, а против даже законов физики. Конечно, когда такие молодые люди становятся взрослыми, то пыл угасает. Я могу это наблюдать по членам группы РАДЕК, - все стали более-менее взрослыми людьми и разошлись: кто-то стал знаменитым художником, кто-то просто хорошим человеком, обывателем и семьянином, но в конце концов они стали взрослыми, в каком-то смысле прагматичными. Мне как раз и хотелось зафиксировать момент абсолютного бунта против любой прагматики, попытки выйти за границы самих себя, своих возможностей. Такого не бывает у взрослого человека, такое может себе позволить только 17-летний человек, который ещё точно не знает, как что происходит, и пробует, а можно ли по-другому.

По ходу сюжета мы видим, что у всех героев есть свои комплексы. Получается, что им нужен это "Тряпичный союз", чтобы спрятать эти комплексы?
– Меня всегда больше всего привлекал в подростковом бунте этот очень густой замес, с одной стороны, ярости и неприятия мира, который вокруг тебя есть, с другой стороны – бешеного желания как-то вписаться в этот мир, стать его частью, утвердиться в нём, выделиться. У наших героев есть уязвимость, поэтому-то они и живые. Они совершенные придурки в плане социальных, бытовых, любовных вопросов. Они не могут решить свои элементарные проблемы, но это и двигает их в сторону каких-то высших поисков. Человек, который уже решил свои бытовые, любовные и социальные проблемы, на такие поиски не отправится. Зачем ему?

Ваши герои мечтаю замутить безумные акции, которые потрясут общество. А как вы сами относитесь к подобного рода перфомансам? Есть ли граница, за которую нельзя переступать?
– У меня нет понимания чёткой границы, которую художники ни в коем случае не должны переступить. Каждый раз каждую акцию, про которую я слышу, я оцениваю индивидуально, что Павленский, что арт-группа "Война", что Pussy Riot и так далее. Могу сказать, что я очень высоко ценю в таких вещах смелость и отсутствие прагматики. И если я вижу, что эта акция на самом деле несёт опасность только для её автора и по большому счёту ни для кого больше, то такие акции мне особенно нравятся. Ну, ещё акции должны сопровождаться остроумием, яркостью. Больше всего я ненавижу постную, суконную жизнь, в её морализаторском проявлении. Поэтому если я вижу людей, которые кто-то ярко живут и ставят под вопрос в том числе и общественное устройство, но делают это как-то ярко и остроумно, тогда мне это нравится.

Цитата о съёмках:

«Уверен, бывают условия съёмок и посуровее. Но нам под Малоярославцем было достаточно туго: это был самый холодный сентябрь за последние 100 лет, шли бесконечные ледяные дожди, посреди съёмок повалил снег. Но всё это, я понимаю, входит в социальный пакет кинематографиста, особенно дебютанта. А дебютанты у нас на картине были практически все: я, актеры, оператор. Так что никто не ныл».

•    Внеконкурсная программа «Форум». Авангардная драма режиссёра-дебютанта Даниила Зинченко «Эликсир» – это современная сказка о поисках ингредиентов счастья. Искать примутся и учёные, и чиновники, и даже партизаны.


•    Программа Берлинале «Резиденция». Сюда отобрали игровой проект Эллы Манжеевой «Тачал». Это калмыцкая история о том, как близкие люди должны разорвать связь между собой, чтобы стать свободными.

«Да здравствует Цезарь!»
Новая эксцентричная комедия от братьев Коэнов откроет фестиваль. На экране смешается всё: золотой век Голливуда, коммунисты, Христос, Клуни в римских доспехах и Йоханссон с хвостом русалки.

«Одни в Берлине»
Венсан Перес попал в основной конкурс со своей экранизацией романа Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку» – о семье подпольщиков, которые в 1940-х годах сопротивляются нацизму в Германии.

«Огонь в море»
Сразу две документальные картины в этом году вошли в конкурс. Одна из них снята Джанфранко Рози. Его «Огонь в море» посвящён острову Лампедуза, у берегов которого утонули тысячи беженцев из Африки.

«Разум и чувства»
Память Алана Рикмана организаторы Берлинале почтят специальным показом фильма «Разум и чувства». А в память о Дэвиде Боуи состоится показ фильма «Человек, который упал на Землю», с Боуи в главной роли.

«Коммуна»
Картина Томаса Винтерберга из основного конкурса рассказывает про интеллигентную супружескую пару, которая получила в наследство виллу и сделала там товарищество жильцов-единомышленников.