Новый анимационный фильм режиссёра Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе» с первой заявкой на фестивалях сразу обратил на себя внимание. Свои ленты он создает кропотливо и вдумчиво, проживая глубоко и тонко каждый штрих, каждый эмоциональный нюанс… На днях завершил свою работу XXII Международный анимационный фестиваль КРОК. Алексей Демин специально для газеты «Метро» ответил на вопросы нашего специального корреспондента Ольги Лаптевой.

– Все ваши работы имеют признание коллег и зрителей, отмечены множеством призов. Как происходит процесс создания фильма?
– Это напоминает рождение ребенка. И по срокам так же, и по волнению. У каждой ленты есть своя история. Например, фильм «Кошки под дождем» - теплый, короткий, но глубокий рассказ про старушку, живущую заботами о кошках. А еще, между строк, – о любви Михаила Швейцера к своей жене, Софье Милькиной, о его попытке «оживить» ее, вернуть, хотя бы ненадолго, в этот мир. Мы работали два года, встречаясь с Михаилом Абрамовичем каждую неделю, но заканчивал фильм я уже без него… В Тарусе на фестивале российской анимации «Кошкам» дали приз «За самый человечный фильм». Еще одна работа, «Буатель», по новелле Мопассана, – история солдатика, "маленького человека", который влюбился в чернокожую девушку. Родители, да и вся деревня, не одобрили женитьбу, и влюбленные расстались. И наш герой, теперь уже нелепый золотарь Буатель, выгребающий сортиры и обзаведшийся семьей с кучей детей, начинает понимать цену счастья…

– Где и как вы ищете сюжеты?
– Иногда, как это ни смешно, – в подъезде нашего дома. Фильм «Тише, бабушка спит!» был создан по книжке Давида Дара «Вот так история!», которую мы с семьей случайно подобрали там. Мне понравился герой этой сказки – невоспитанный, но обаятельный мальчик. И вскоре родился сценарий – про город невоспитанных, который не найти ни на одной карте мира.

Сюжеты витают вокруг нас, в каких-то житейских историях, в книжках. Случай тоже играет свою роль. Когда я начал работать над сценарием о черном коте «Шатале», мне попался томик Юрия Коваля, и в фильм ворвались персонажи из других рассказов Юрия Иосифовича, а героиней фильма стала «знаменитая» Нюрка... Еще один фильм, «Король и лилипуты», тоже по Ковалю, – про поэтов-лилипутов, их беззаботность и преданность свободе. Сюжет волшебно и мастерски озвучил композитор Андрей Семенов из театра «Эрмитаж».

– Композитор Семенов написал музыку и к другому фильму по Дару - «Андрей Хижина и его горе»?
– Да. После сказки о невоспитанном мальчике я полностью перечитал Дара. Он был мудрым, веселым и добрым человеком. Возглавлял литкружок, был очень популярен у молодежи. В 40-е защищал Ленинград, в 50-е годы объехал на мотоцикле всю страну. Обо всем писал. Еще в 1932-м познакомился с Циолковским. Потом, в 60-х, написал две книги о нем. А следом - сборник "Богиня Дуня и другие невероятные истории". Среди них был рассказ "Андрей Хижина и его горе". Вместе с Аллой Боссарт мы написали сценарий нового фильма, наполнив его знаками времени: стройками, трамваями, смелыми девушками-парашютистками... Искали характеры у Андрея Платонова, Юрия Олеши, вчитывались в мечты Циолковского.

Герои этой истории молоды и прекрасны, но за свое счастье они платят жизнью безалаберного дяди. Получился фильм-размышление о счастье, о горе, пользе и бесполезности.

Работу над фильмом мы начали с музыки. Андрей Семенов согласился сразу, за что ему большое спасибо. По сценарию в сюжете много раз внезапно меняется настроение, мажорные темы переходят в чувственные, минорные, и снова марш, полька, потом опять минор... Я влюбился в музыку мгновенно: гремела стройка, возникала любовь, громыхали кастрюльки, явилось Горе. Сюжет кидало, как волны в океане. Такой же волнительной и быстрой была работа оркестра со звукорежиссером Андреем Левиным – записали всю музыку за один день.

– А чей голос звучит за кадром?
– Историю должен был рассказать товарищ главного героя. Мы мучительно перебирали актеров на роль рассказчика. Алла Боссарт предложила Сергея Дрейдена, я тут же позвонил ему в Питер. И, поверите, Сергей Симонович сообщил, что буквально вчера вспоминал Давида Яковлевича Дара, – они были хорошо знакомы! Его голос, проникновенный и доверительный, стал счастливым обретением для картины.

– Что вы чувствуете, когда фильм готов?
– Три дня покоя, потом паника и, как следствие, желание все переделать. На показах пытаюсь услышать зал, увидеть фильм глазами зрителей. Я обожаю зрителей, которые меня понимают.

– Фильм рождается в зале?
– Сначала он рождается у автора, потом - в зале. Это – таинство. Чувства материализуются, как на сцене театра – из трепета и волнений актера, только в анимации ткань фильма сплетается из дрожащих линий, несуществующих, предполагаемых, которые обитают на кончике карандаша. В этом участвует зритель. Внимание, волнение, ожидание зрителя необходимо и спектаклю, и фильму.

– А что потом?
– Когда заканчивается фильм, я выдыхаю, обнуляюсь. Расстаюсь с близкой, но замученной темой, а другая, будущая, не приходит. Страшная пауза! Это напоминает расставание с близким человеком навсегда. И неизвестно, что будет потом - история, а, может быть, воспоминание или встреча?

– Как вы выбрали профессию режиссера-аниматора?
– Я был инженером, работал в НИИ. Случайно прочитал объявление в «Вечерней Москве» о наборе на курсы режиссеров и сценаристов. Стал готовиться, пробовать писать сценарии, оформлять книги. Через несколько лет попал в мастерскую Федора Хитрука и Эдуарда Назарова, вытащил счастливый билет. И понял, что это люди, влюбленные в свое дело, где мука и счастье смешались в единое целое. А любовь – дело непростое.

–Вы часто путешествуете?
– Часто не получается. Тут уж приходится выбирать: или работа, или поездки. Мне здорово повезло, за 15 лет - два сына и девять фильмов. Поэтому любой маршрут фестиваля «КРОК» - это еще одно приятное путешествие, еще одна встреча с хорошими друзьями.

– Вы счастливы cегодня?
– Сегодня? Да!

– Пожелания читателям?
– Искать себя…