Вы гастролируете по всему миру. Чем российская публика вам нравится?
Я очень люблю Россию, я её понимаю. Армянский народ и русские очень похожи и по гостеприимству, и вера у нас одна, православная. Я в российские церкви хожу, как и в армянские, мне нет разницы.

Почему вы выбрали дудук?

Это было очень давно. Во время войны, где-то в 41–42 году, я как-то увидел немой фильм. Его показывали, а три дудукиста сидели на первом ряду и играли. Мне так понравилось. Я был маленьким тогда и сразу начал играть. «Это не музыка, это молитва». Так о дудуке сказал Уильям Сароян, американский писатель, которому я однажды играл. И я согласен с этим. Это молитва, которую нужно слушать душой, сердцем. 

Вы верите в судьбу? В какие-то судьбоносные встречи?
Когда я начал играть, плохое время было, голодное. И в Армении, и во всём Советском Союзе. Я очень много репетировал – по 7–8 часов. Я самоучка, поэтому у меня свой стиль, который ни на что не похож. Очень любил и люблю этот инструмент. Когда я начинал, никого не было, кто бы мне подсказал, надо этим заниматься или нет. Мама скончалась в 40-м году, отец ушёл на фронт. А потом, в 47 году, я уже играл в Кремле, перед Политбюро, и Сталин подарил мне часы «Победа». Потом были победы на конкурсах, играл с лучшими симфоническими оркестрами мира, и в Ла Скала играл, и в Большом театре.

А какой концерт был самым запоминающимся?
Однажды у меня было несколько концертов в летнем театре под открытым небом. И в один из дней пошёл невероятный дождь, я такого дождя не видел. И я не верил, что кто-то придёт слушать дудук под таким дождём. За десять минут до концерта ко мне подошёл менеджер, мол, чего я не переодеваюсь, ведь все билеты проданы. Я выхожу, а там полный зал. Два часа, стоя под зонтиками, они слушали меня. Удивительно.


Вы выступали перед Сталиным. А с кем ещё из сильных мира сего вам запомнились встречи?
Ой, я политикой не занимаюсь и не люблю. Но видел многих. В 1956 году я познакомился с Кеннеди, выступал и перед английской королевой, много кого видел. Я музыкант, они слушатели.

Сейчас нестабильная ситуация в мире. Как вы относитесь к тому, что происходит на Украине, к санкциям против России?

Я Украину люблю, и Россию люблю, я политику не люблю. Народ везде одинаковый, он хочет любить, гулять, веселиться, никто не хочет убивать и страдать. Нет плохих наций, есть плохие люди.

Говорят, что игра на духовых инструментах полезна для здоровья...

Так и есть, ведь здесь не только руки и голова, но ещё и лёгкие, губы работают.

Какая-то особая диета, тренировки у вас есть?
Я всегда в форме, ну, в бассейн хожу, в шахматы играю. Диеты не люблю, ем и шашлык, и вина могу выпить.

Расскажите, как работали над музыкой к «Гладиатору» Ридли Скотта.
Они пригласили, я поехал, в итоге 40 минут в фильме звучат мои импровизации. Когда съёмочная группа слушала, они аплодировали стоя. Потом я получил премию «Золотой глобус» за эту музыку. Я много музыки пишу для кино. И сейчас в Америку меня пригласили для работы над музыкой к фильму «Конец мира», его в Голливуде снимают уже четвёртый год, но фильм должен быть хорошим.

У вас много наград, а какая самая дорогая?

У меня и «Грэмми» есть, и «Золотой глобус», три года тому назад ЮНЕСКО составляло список лучших музыкантов, и я в нём был на первом месте. А награды – половина в Америке, половина – в Ереване. Я живу и там, и там.

Никогда не мечтали заниматься другим делом?
На самом деле у меня два высших образования: экономическое и консерваторское. Но экономистом никогда не работал. (Смеётся).
 
Вы мечтали, что у вас будет такая жизнь?

Ни о чём я не мечтал, жил без родителей, никто мне не помогал, Бог только. Я стал хорошим музыкантом. Люблю жизнь, люблю музыку.

Что, как вам кажется, главное в жизни?
Главное быть хорошим, добрым человеком. 

У вас есть жизненное кредо, любимая пословица?
Я иногда говорю: когда смерть находит нас, больше смерти не будет. Падать духом нельзя. Ещё нравится пословица: если твой друг разбогател или получил новую должность, нужно снова познакомиться с ним. Некоторых людей деньги портят, походка меняется, разговор меняется, будто и не он. 

А вас достаток изменил?
Надеюсь, что нет. Я доволен своей жизнью, живу тихо, спокойно, обыкновенно. Мало людей понимает, что такая красота жизни. А я живу так, чтобы каждый день чему-то радоваться. Или в саду занимаюсь, или спортом, или с друзьями гуляю, гостей принимаю. Красиво нужно жить.