Шоу-бизнес

Андрей Звягинцев: Не хочется делать вариант правды на экспорт

Корреспондент Metro поговорил с режиссёром о премьере фильма "Нелюбовь"
Андрей Звягинцев: Не хочется делать вариант правды на экспорт
Андрей Звягинцев: Не хочется делать вариант правды на экспорт
Андрей Звягинцев. Фото Getty

В основном конкурсе 70-го Каннского международного кинофестиваля состоялась мировая премьера драмы Андрея Звягинцева "Нелюбовь". Это – история супругов, переживающих непростой развод, и их сына, которому сложившаяся ситуация приносит невыносимые страдания. Картина сложная, говорит о неприятном, но точная и нужная. После просмотра вспоминается фраза из "Мертвых душ" Гоголя: "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа". И эту на первый взгляд русскую, а на деле не имеющую национальной принадлежности историю в Каннах приняли очень хорошо. И критики, и прокатчики не скрывают своих восторгов от картины. Словом, на Лазурном берегу полюбили "Нелюбовь".  После премьеры мы встретились с Андреем Звягинцевым для того, чтобы поговорить о фильме, разводах и источниках вдохновения.  Титулованный и всемирно известный режиссер поразил своей скромностью и даже застенчивостью.
 
Андрей, вы уже опытный фестивальщик. Тем не менее, что ощущаете, когда фильм попадает в программу?
Волнуюсь. Но думаю не о призах, отнюдь не о них. Мне кажется, что само попадание в конкурс Каннского кинофестиваля – большая победа. И вот в течение нескольких дней ожидания ответа от отборщиков фестиваля волнуешься очень.

А как сама премьера прошла?
Спокойно. Там же ничего делать не надо, только фотографироваться (смеётся). Спасают показы для прессы. Так как самым взыскательным зрителям под названием критики фильмы представляют накануне, в день премьеры уже примерно понятно, какая может быть реакция аудитории.  

Как родилась эта история довольно жесткая, но правдивая?
В течение нескольких лет была у меня мечта забраться на территорию сложных отношений мужчины и женщины, на территорию сложного состояния брака, когда после 10-12 совместных лет происходит некий кризис отношений. Мы искали, что бы это могло быть, пока случайно не натолкнулись на сообщество волонтеров Лизы Алерт. Так две линии соединились: развод и пропавший ребенок, который заостряет эти отношения и доводит их до апогея.  

Но очевидно, что это не просто частная история, а что-то большее.
Я покажусь самонадеянным, но всё же скажу. Мне кажется, что это отражает состояние современного общества в целом и не обязательно российского.

Ваши герои не учатся на своих ошибках, повторяя пример родителей. Есть ли надежда на то, что что-то изменится?
Как известно, человек не меняется. Мне хочется верить в то, что человек может осознать свое состояние и заставиться себя меняться. Но для этого каждый должен проделать серьезную внутреннюю работу. И совершенно с вами согласен, да, они снова наступают на те же грабли и, спустя два года, находят себя в том же самом состоянии, от которого убегали.

И выхода нет?
Мне очень нравится притча итальянского мыслителя эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандолы, которая предлагает удивительный взгляд на историю взаимоотношений Бога и его творений. Автор говорит о том, что Бог однажды решил дать всем вещам, всем явлениям, всем существам точное их место: он указал место тигру, реке, скале и так далее. Когда дошла очередь до человека, Бог сказал: "А ты вечно будешь искать свое место". И если попробовать интерпретировать это, то, наверное,  так: человек находится в постоянном поиске самого себя. Вот это и дает надежду на то, что человек может быть иным. Но человеческая природа тянет куда-то вниз, нет бы вверх…  Однако в фильме есть группа волонтеров Лизы Алерт, и это единственные положительные герои. Они настоящие люди, которые жертвуют своим личным временем, отдавая его на алтарь чужой жизни, и просто поразительно, что это существует.

Все ваши фильмы – драмы. И этот с открытым финалом, но очевидно что без какой-либо надежды. Хэппи-энды для режиссера Звягинцева не приемлемы?
Думаю, что в данной ситуации счастливый финал с банальным примирением просто невозможен. Ну, не могут люди, чей брак находится в кризисе, вдруг открыть друг в друге какие-то приятные стороны, чтобы вновь сблизиться.  

Вы же не с потолка эту историю взяли? Личный опыт?
(Смеётся.) У меня четверо детей и несколько разводов за плечами. И, да, были столкновения, ссоры, но не настолько острые, как в фильме. Без мата и взаимных оскорблений. Наверное, вы правы, личный опыт и наблюдения за друзьями-знакомыми очень помогли.

Мат запикают в прокате…
Я, кстати, не сторонник ненормативной лексики на экране. Но здесь она просто необходима. Но против закона не пойдешь, запикают…  
 
Ваш фильм снимался без господдержки. Означает ли это, что авторскому кино сейчас непросто?
Ему все труднее получить финансирование. Это очевидная реальность. Все художники, с которыми мне доводилось общаться, говорят, что это проблема: очень тяжело найти деньги на какое-то серьезное высказывание. Но в нашем случае это было решение продюсера снимать без государственной поддержки.

Но вы не из тех, кто будет переписывать сценарий ради получения финансирования?
Нет. Если такое произойдет, это означает, что автор похоронил себя заживо. Действовать надо согласно биению сердца.

Как вы работаете с актерами? Репетируете или даете им возможность импровизировать? 
У нас очень долгий подготовительный период – не меньше года. В течение нескольких месяцев мы ищем актеров на роли, приглашаем их на пробы в ходе этих проб отрабатываем ключевые сцены. Таким образом я как режиссер их для себя уже отрепетировал, понял основной рисунок сцены и образов. То есть, репетиции происходят, скорее для меня в подготовительный период. А затем у нас каждый съемочный день длится по12-14 часов, и в течение этого дня снимается всего 1-1,5 минуты полезного хронометража. И, как правило, этих 12-ти часов хватает на то, чтобы размять сцену и добиться нужного качества.

А есть у вас какие-то постоянные правила работы с актёрами?
Только актёрам, пожалуйста, не говорите (смеётся). Чем меньше знает актер, тем лучше. Почему? Потому что тогда из него говорит что-то такое, что и является тайной. Если ты ему даешь точную задачу куда смотреть, о чем думать и что продемонстрировать, то начинается очень плохая игра. В случае с актерами, играющими эпизодические роли, я стараюсь вообще ничего, кроме их реплик им не давать, они снимаются, не представляя в чем.

Ощущение такое, что "Елена", "Левиафан" и "Нелюбовь" – трилогия. Это подчеркивает не только сдержанно-холодная гамма, но и присутствие во всех трёх картинах артиста Алексея Розина.
Наверное, со стороны виднее. Но специальной задумки снять трилогию у нас не было. Возможно, их сближает то, что это – взгляд на современную Россию.  

А за пределами России поработать не хотелось? Имя у вас уже есть. К тому, что вы делаете, в Европе очень уважительное отношение
Боюсь снимать о той жизни, о которой мало что знаю. А делать вариант правды на экспорт не хочется. Но я не исключаю возможности работы за рубежом. Надо только язык иностранный выучить (смеётся).

Кто вас вдохновляет?
Могу сказать, что мою жизнь и взгляд на кинематограф в свое время перевернул фильм Микеланджело Антониони "Приключение". Он открыл для меня невероятные и совершенно безграничные возможности кинозыка. И, разумеется, Тарковский, Брессон и Бергман – мои боги Олимпа.     

Когда зрители в России увидят фильм?    
У нас премьера в Москве 31 мая, а первого июня мы выходим в прокат. И наш прокатчик обещает, что в течение трех недель будет держать картину.

Интервью брала Ариуна Богдан