Если в прошлом году в конкурсной программе участвовало 16 лент, то в этом – всего 12.

– Лучше меньше, да лучше, – начал пресс-конференцию, посвящённую старту ММКФ, Андрей Плахов, председатель отборочной комиссии ММКФ. – Американской картины в конкурсе не будет, зато у нас есть замечательная лента из Казахстана «Шлагбаум» (на Каннском фестивале объявляли, что в конкурс войдёт американский фильм «Он тоже хочет» Ника Сэндоу. – Прим. ред.).

Несмотря на то что в конкурсе представлены три российские картины, Плахов уверяет, что фестиваль остаётся международным – здесь Франция, Япония, Испания, Ливан, Иран, Болгария, Финляндия, Сербия.

Едва ли не самыми интересными в рамках фестиваля обещают стать документальные программы. Программа «Свободной мысли» в этом году отмечает 10-летие. На ней покажут документальный фильм об одном из самых громких разоблачений последнего десятилетия «Citizenfour. Правда Сноудена». Лента Лоры Пойтрас получила премию «Оскар», была отмечена на премии BAFTA.

В параллельных программах ММКФ можно увидеть ленты, нашумевшие на крупнейших фестивалях мира: «Рыцаря кубков» Терренса Малика, «Дневник горничной» Бенуа Жако, «Наш запах» Ларри Кларка. Впрочем, окончательно программы ММКФ ещё не сформированы.
Жюри возглавит французский режиссёр Жан-Жак Анно. В жюри также войдут французская актриса Жаклин Биссет, немецкий сценарист Фред Брайнерсдорфер (сериал «Место преступления»), продюсер Эндрю Вайна («Терминатор: Да придёт спаситель», «Рэмбо: Первая кровь») и российский режиссёр Алексей Федорченко, трижды отмеченный на Венецианском кинофестивале.

Фильм-закрытие пока держат в тайне, как и список звёздных гостей. Организаторы – люди суеверные, боятся сглазить.

Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов отметил, что в этом году не сталкивался напрямую с отказами по политическим мотивам, в отличие от прошлого года:

– Санкции – это язык политики, а не культуры. Были люди, которые посчитали, что приезд на ММКФ нехорошо скажется на их репутации, а были и те, кто согласился приехать за свой счёт.